ЖЕМЧУЖИНА В ОЖЕРЕЛЬЕ ОЗЁР. Часть 2. Женская прогимназия

Jun 07, 2017 02:09




Часть 1. Усадьба "Белый дом"

…Нагулявшись в усадьбе «Белый дом», отправляемся на обед в здание администрации Кыштымского городского округа. Тоже небольшое по челябинским меркам - двухэтажное, но это я говорю не в обиду кыштымцам, а в подтверждение своих ощущений от тишины и покоя этого городка.

В данном случае у меня возникла ассоциация с маленьким сказочным королевством, которым правит добрый король и знает чуть ли не всех своих подданных. Правда, в случае с Кыштымом - это королева, и, поговаривают, не всё так гладко в этом королевстве (это я начиталась отзывов жителей), но не вдаваясь в политические тонкости, я рассуждаю как простой турист.

Кстати, с городской властью связана одна из историй, которые мне рассказала сотрудница Кыштымского историко-революционного музея, сопровождавшая нас на экскурсии в Белый дом.

Бывший мэр, о котором пойдёт речь (к сожалению, не запомнила его фамилию, насколько я поняла, он занимал свой пост до Л.Шеболаевой и работал довольно долго) в каком-то маленьком городке встретил свою будущую жену, и дальше они намеревались ехать в большой город - то ли Челябинск, то ли Москву. По дороге заехали к родителям невесты в Кыштым.

И так Кыштым поразил этого мужчину, что он решил остаться здесь. Стал мэром, и, как говорится, правил Кыштымом долго и счастливо. Ну чем не сказочная история?

После обеда наш путь лежал к следующей достопримечательности - женской прогимназии, построенной в 1907 году, в настоящее время это объект культурного наследия Челябинской области.

Прогимназия - это общеобразовательное учреждение в Российской империи с программой младших классов гимназии. Кыштымская была первой и единственной во всем горнозаводском округе. В первом наборе было 138 девушек из привилегированного общества - дочери дворян, духовенства, зажиточных и состоятельных людей из окрестных городов и даже из Екатеринбурга. Здесь их учили хорошим манерам, танцам, игре на пианино и домоводству.

К прогимназии мы шли по совершенно обыкновенному двору пятиэтажки - уютному и зелёному,



с беседкой, которые уж давно не встречаются в Челябинске. Беседке из моего детства:




тем неожиданнее было появление здания прогимназии. Она как будто бы притаилась в зарослях деревьев.



А место красивейшее: на берегу канала, в тихом уголке.















Я с трепетом смотрела на эти старые стены: всегда испытываю благоговение перед такими «пожившими» зданиями - если бы они умели говорить!






Чем-то похоже на наше реальное училище, но всё же более домашнее, если можно так выразиться.



Возможно, в силу своего размера (гораздо меньше реального училища), возможно, в силу места, где расположено. А возможно (да не обвинят меня в мистицизме!), в силу своего пола. Да-да, Не смейтесь, я сразу восприняла его как существо женского пола, в то время как реальное училище - это что-то более мужское и брутальное.

Наша сопровождающая с некоторым сомнением спросила нас, хотим ли мы попасть внутрь. В ответ услышала дружные возгласы: «О! Конечно!» И вот я в нетерпении приплясываю на крыльце,



пока остальные фотографируют изумительные виды канала.



И первая вхожу под эти вековые своды… Сразу же в холле - старинный шкаф. Как сказала наш гид - жители отдают экспонаты
.



Конечно, сейчас там тоже разруха. Все организации, занимавшие здание, покинули его.















В таких зданиях сразу же окунаешься в волны времени и начинаешь представлять ту жизнь. Как они сидели в классе, а солнце заливало парты через эти окна, и им - маленьким девочкам - хотелось на улицу, играть, бегать, а не сидеть и слушать нудную классную даму






К двустворчатым дверям я питаю слабость с детских лет, потому что и сама училась в начальной школе, располагавшейся в здании дореволюционной постройки, где с 1905 года располагалось Челябинское 4-е мужское приходское училище.







А вот этот вид мне напомнил нашу картинную галерею Скорее всего, арка была заделана позже:




Это картинная галерея (бывший пассаж братьев Яушевых):



Вот такие стенные шкафы в классах:



и раритетные доски. Понятно, что не с дореволюционной поры, но тоже такие уже в городских школах не используются








Очень странное помещение - с какими-то кабинками. Даже не могу предположить, что тут такое было



А это - угловое помещение. Возможно, здесь был танцевальный класс во времена прогимназии:






Раритеты обнаруживаются даже в туалете :)



Строили на века, посмотрите, какой толщины стены:






В одном из помещений неожиданно нахожу изображение фонтана, что в настоящее время установлен в усадьбе "Белый дом":



Говорят, здесь будет многофункциональный центр. Хотя, конечно, такие исторические здания нужно отдавать под музеи. Я считаю, что неотъемлемым элементом музея является атмосфера, в которую погружаются посетители. И грамотная реставрация такого здания могла бы создавать атмосферу по полной программе! И столько бы можно было напридумывать, ведь сейчас в моде интерактив: мастер-классы по чистописанию чернилами, например, и пером. Обучение танцам того времени, возможно, даже в костюмах гимназисток.

От этого у детей (да и у взрослых) загораются глаза, им действительно становится интересно, они постигают историю через действие, через переживание, через сопричастность. И это оставляет след в душе, ты как бы становишься ближе людям тех лет, лучше их понимаешь.

А можно испоганить всю историческую ценность, обделав здание сайдингом, как это случилось на улице Советской - следующем пункте нашего маршрута. Но об этом в следующий раз.

Часть 3. Улица Советская
Часть 4. Свято-Троицкий храм
Previous post Next post
Up