О том, что "мешает" быть гражданином

Apr 24, 2014 18:40

- внимая сути этого обязательства
Вновь и вновь приходится возвращаться к этой теме, ибо "мешающее" здесь не только нечто аналогичное "кривому полу у плохого танцора". Т.е., по правде-то говоря, да, таки имеет место быть "кривизна", - причем, в целом, общественно-государственной конструкции, а не только отдельно взятых её несущих и прочих составляющих. Но ситуация такова, что "танцевать"-то по любому надо. Причем, "вести" в этом действе должно общество. Потому ли это, что гос.властный партнер "кривее", нежели общественный, - постанов вопроса не уместный, и более того, деструктивный. Дело - в другом, а именно.
Вот, опыт украинских событий нынешнего зимне-весеннего периода, помимо прочего, он продемонстрировал даже на бытовом уровне такую крайне опасную тенденцию, когда между гражданами внутри страны, как и между гражданами Украины и России, зачастую, находящимися в родственных связях, по поводу политических событий возникали конфликты, приводящие к разрыву всяческих отношений.
Насколько это способно происходить и между гражданами России, и насколько глубоки корни размежевания, об этом свидетельствовалось достаточно обстоятельно, - а именно, как о вызове геттоизации. И как о том говорилось в заключительном посте этого цикла, механизм этого социально-деструктивного процесса, воспроизводящийся стихийно, но запускаемый целенаправленно, этот провокационно-провокаторский механизм действует так, что при защите отдельными гражданами или соц.группами отдельных идеалов, составлявших на разных исторических этапах мировоззрение русского народа, достигается тот эффект, когда крушение терпят все идеалы вместе. А при том, что исторически все вместе идеалы имеют единую стержневую основу в ценностях, вызываемый геттоизацией эффект разрушающего столкновения идеалов, в конце концов, ведет к отчуждению от этой основы общества в целом. И как неминуемое следствие, к превращению его в бессвязную совокупность мировоззренческих гетто.
И дело здесь в следующем. Что касается патриотизма, бытового, и вообще, как говорится, "витающего в воздухе", в этом смысле общественное большинство таки обрело вполне устойчивое умонастроение. И это не мало. Но вот, в смысле гражданственности, - а именно, как о том у поэта: А что такое гражданин? / Отечества достойный сын, - вот, в смысле сплоченности общества на основе вот такого понимания гражданственности, здесь - увы, но совсем не ах.
А связано это с тем, что идеалы не срастаются в прочном ценностно-мировоззренческом Синтезе (см. по вышеприведенной ссылке). И потому патриотический умонастрой держится на весьма непрочной эклектической склейке, способной быть в одночасье разорванной внешне- и внутри- политическими дестабилизационными ударами по нашей общественно-государственной системе.
В этой связи важно следующее.
"Евромайданный" сценарий, который был осуществлен на Украине, понятное дело, это - уже отыгранный механизм, и ожидать его дублирования в России, очевидно, не следует. Но это не значит, что, вообще, никто ничего не будет предпринимать по части дестабилизации страны. Наоборот, чем увереннее будут становиться позиции России во внутри- и внешне- политическом смысле, тем изощреннее, не скупясь на средства, будут давить на неё внешние враги, - в том числе, и прежде всего, посредством врагов внутренних.
И то, что либероидная оппозиция на данный момент пребывает в состоянии полит.банкротства, вовсе не означает достижения обществом устойчивого полит.консенсуса и стабильного состояния. Так, на место либероидной фронды стремительно перемещается фронда националистическая, стремительно же набирая полит.очки, - например, посредством вбрасывания "свидетельств антирусскости путинского режима", весьма многочисленных и чрезвычайно действенных в отношение общественного сознания.
И всё это - в отсутствие у гос.власти реального опорного класса (ср. на тему). При любом полноценном общественно-государственном устройстве, с любой идеологией и полит.экономическим базисом, гос.власть должна опираться на определенный полит.класс, представляющий общество на данном этапе культурно-исторического развития страны. В царской России это - дворянство, при советской власти - пролетариат. Конечно, отдельной темой является то, что в первом случае класс к определенному моменту выродился именно в качестве опорного, а во втором случае, будучи обтекаемо назван "трудящимися", отчужден от своей функции "гегемона". Так вот, это отдельная тема, но в нынешней ситуации имеется не то что полное отсутствие всякого присутствия чего-то классового и способного быть опорой, но на его месте присутствует нечто, способное послужить подстилкой для внешнего врага.
Поэтому, каким бы кому "стратегом" не представлялся Путин, с положительными ли, отрицательными коннотациями этого образа, и каким бы суперосторожным и суперпрагматичным тактиком он ни являл себя, предательство - это такой элемент, который, по своей решающей силе, в определенный момент способен перевесить и стратегическую решительность с опорой на проверенных и перепроверенных, и тактические лавирования с "раздачей всем сестрам по серьгам".
Но главное и самое решающее, все-таки - состояние общества, его сознания и бытия. И соответственно, в отсутствие опорного полит.класса, задача и большая проблема заключается в способности самого общества быть опорой, как опорой соц.институтов, среди которых гос.власть, как гарант прочности всей общественно-государственной конструкции.
Что касается того, может ли выполнить гос.власть эту функцию, при имеющемся курсе и при отсутствии политико-идеологического проекта, это тоже - отдельная тема (см. здесь и здесь). Но вот, конкретно, то, что в экономическом отношении Россия не может еще считаться социальным государством, вопреки декларациям гос.власти. А значит, претензии общества к власти не исчезли, и недовольство, будучи подогреваемым провокационно-провокаторскими инфо.вбросами (националистического, левацкго, конфессионального и прочего толка), может возрастать и охватывать общественное большинство, несмотря на его патриотические умонастроения. И далее будет складываться ситуация, в которой "разъяренная овца хуже тигра":
"... пока мы не слышим разговор о секвестре бюджета, о лимитах на воду, на тепло, на все что угодно. На потребителя опереться нельзя - никогда. На конформиста опереться нельзя никогда. Но, когда ты все-таки на него опираешься, ты знаешь, что потребитель с тобою пока ты даешь ему потреблять. А когда ты ему не даешь потреблять, то разъяренная овца хуже тигра" (Смысл игры-44, цит. фрагмент).
Т.е., вот, говорится: "всё от нерв". Разумеется, в действительности, - не всё и не всегда. И не от самих по себе процессов в нервной системе, но от, в целом, психосоматического состояния. А именно так, что психическое (не сводимое к нервному субстрату), вот в таких, как сейчас, нестабильных ситуациях, становится дестабилизирующим и в отношение функционирования НС, и далее, в отношение поведения, отношений, решений и т.д.
Более того, и психическое само по себе тоже не является в этой цепи конечной причиной. Дело в том, что если психика, конкретнее, её мотивационно-волевая сфера настраивается по аналогии с функционированием биологических процессов, а именно, в режиме стремления к так называемому гомеостазису, т.е. к удовлетворенно-уравновешенному состоянию, то, никогда не достигая его (особенно, в нынешней ситуации), она, чем больше это её стремление, тем неотвратимее достижение ею обратного эффекта - дисбаланса и невротизации. И вот, крайне важно заметить, что тут обнаруживает свою значимость такая вещь, как дух - то в человеке, что, с не меньшей необходимостью, чем необходимость психосоматического естества и процессов в нём, взыскует для полноценной мотивации смысла! А именно, смысла как жизненной задачи. Причем, задачи, не сводимой к тому, что облекается в сакраментальностях, типа "посадить дерево, вырастить ребенка, написать книгу". Человек - существо общественное и историческое, поэтому, осмысленность его существования достигается через культурно-историческое творчество, которое должно пронизывать все отношения в обществе и составлять контекст всех общественных институций, учреждений, процессов и т.д. и т.п.
Сегодня много говорится о вирусах, вирусных мутациях и о соответствующих стратегических программах в области здравоохранения. Но не мене, а по правде сказать, и гораздо более важно говорить об эпидемиях, вирусах и вирусных мутациях НЕ биологического, НО экзистенциально-метафизического свойства. Это когда человеческое в человеке, его общественном бытии и сознании будет превращаться в суррогат человеческого, а этот последний неминуемо будет становиться пищей звериного в человеке, не будучи в состоянии выработать иммунитет против него. И тогда эпидемии, самые страшные, в виде чумы и прочего в этом роде, покажутся насморком в сравнение с такой катастрофой, ибо это - катастрофа расчеловечивания!
Так вот, следует здесь и сейчас тревожиться по этому поводу и заботиться о преодолении этих катастрофических тенденций! И в этом суть духовной стратегии, - в отличие от стратегий в отдельных соц.институциональных областях (здравоохранение, образование и т.д.), которые без активации духовного-экзистенциального потенциала суть "артель - напрасный труд". А духовно-экзистенциальный потенциал, его задействование в качестве системообразующего в общественных отношениях и коммуникации, означает перенастраивание каждым своего восприятия, переживания, мышления, переорганизацию своего личного образа жизни и времени в том ключе, в котором возможна общегражданская само- и со- организация всех и каждого для участия в судьбе своей страны!
Именно ОБЩЕгражданская, т.е. даже если какие-то идейные, политические позиции не совпадают (что в нашей ситуации неизбежно), все равно приоритет остается за объединением и мобилизацией всех граждан для того, чтобы отстоять страну (прежде всего, перед угрозой внутри-политической дестабилизации).
Так вот. Вынеся в заголовок "мешающее" быть гражданином, последовательно и ёмко изложив основные компоненты этого "мешающего", мы убедились в том, что вот такое, - именно в кавычках, - его обозначение является крайне уместным и имеющим свой смысл. Потому что, вот, реальная угроза в виде прожектов по внутриполитической дестабилизации страны, прожектов, разумеется, более изощренных, нежели украинский "евромайдан", ибо учитывающих и этот опыт, и политическую, социальную и прочую специфику того, что выступает целью этих прожектов - нас и нашей страны. И вот, перед лицом этого вызова, и тактическая/стратегическая НЕбоеспособность гос.власти (отсутствие опорного класса), и наша собственная фундаментальная разобщенность (=мировоззренческая геттоизированность), и главное, наша общая духовно-экзистенциальная демотивированность, - всё это, очевидно, не может представляться как внешние препятствия к проявлению гражданственности в наших поступках и отношениях (друг к другу и к ситуации). Равно, как и совсем не внешними препятствиями обусловлено отношение к происходящему, типа: "понаблюдаем, запасемся попкорном", и отмазки, типа: "а чё я буду дергаться, когда они там воруют-жируют?!", - совершенно отвратные свидетельства того, до какой степени инфантилизма, деградации, морально-нравственного вырождения приводит отсутствие гражданственности!
Резюмируем всё вышесказанное следующим образом.
Наше общество, при возрастании патриотических умонастроений, тем не менее, не обладает именно гражданской мобильностью и сплоченностью. Поэтому суть инициативы В ОГНЕ БРОДА НЕТ именно в том и состоит, чтобы общество обрело гражданственность, как потенциал, являющийся решающим в складывающейся ситуации.
А посему - ещё и ещё раз, о чём уже второй месяц:
Организованность или смерть - вот лозунг этой эпохи! Не мы выдвигаем этот лозунг. Его выдвигает жизнь и история!

Самоопределение Народа, консенсусно-полемическая рамка, Самообман, Механизм народовластия, Информационная война, Спасение, Жертвенность, Императивы развития, государственное строительство, Суть времени, Исторический смысл, КАТАСТРОФА, Сущность человека, Смыслократия, Идеалы, Гражданский Мир, Политическая борьба, Проектная Воля, Воля к Смыслу, Слова и Дела, Двусмысленность, Ценности

Previous post Next post
Up