Нужна ли обществу вера?

Sep 26, 2012 08:37

1.
Мы беседовали как-то с братьями о том - о сем, и среди прочего коснулись наркомании.
И вот один из собеседников высказал интересную мысль. Предки наши выращивали столетиями и мак, и коноплю. И конопля, и мак на очень многое годились в хозяйстве. Люди прекрасно знали наркотические свойства того и другого растения, но не дерзали воспользоваться ими в целях получения «кайфа» и отдохновения от несносной временами жизни. Правда, было пьянство. Слово Писания о том, что «вино веселит сердце человека» исполняли предки специфично. Ну не растет у нас виноград. Северные мы. У нас, к сожалению, самогон «веселил» сердце человека или «казенка» в государевом кабаке.
Но никто, заметьте, никто столетиями не дерзал воспользоваться дурманом, растущим под боком, с целью опьянения, словно люди были связаны неким негласным табу.

Сплоченные общности людей способны чуять беду и в целях самосохранения истреблять опасность из среды себя любыми, даже самыми жестокими, средствами. Если какое-то невиданное доселе зло заводится в среде людей с прочными устоями, то люди изживут или истребят зло вместе с носителями, пока у них сохраняется жизненное чутье. И вот на каком-то этапе это чутье пропало, табу перестало действовать, негласный запрет умер.
Это не только у нас. Это и у многих других так же...

Перейдем... от наркотика к одежде.
Еще совсем недавно (недавно - в историческом смысле) не то что обычные женщины, а подиумные девицы отказывались выходить на показ в купальниках бикини. Стыдно было и они мотивировали отказ тем, что они «не какие-то там, а девушки порядочные».
Но время идет, у каждого начинания есть свои пионеры и энтузиасты. Лед таки усилиями энтузиастов тронулся, и кто сегодня дерзнет сказать, что женщина в купальнике на пляже безнравственна?

Но кто дерзнет до конца утверждать, что нет вовсе никакой связи между сбрасыванием стыда и современной привычкой к прилюдному обнажению? Просто в массовом сознании отброшен один из порогов стыдливости и можно двигаться дальше. И дальше будут не «Дети природы» и не благородный Маугли, а свальный грех на нудистском пляже при полном безразличии ко взгляду со стороны.

Протоиерей Андрей Ткачев
2.
Девяностые навсегда останутся в нашей памяти картиной колоссального народного бедствия и торжества поднявшейся со дна нечисти. Но ещё страшнее оказались руины психологические. Удары по культуре, закону и нормам жизни привели к тому, что люди отчаялись, опустили руки и замкнулись в себе.
Именно это от них и требовалось. Человек-атом способен лишь на одно - пассивно наблюдать за гибелью своей цивилизации. Он не защитит ни себя, ни своих детей, ни свою страну, ни свои символы веры. Даже если он заряжен энергией сопротивления, то направит её на разрушение - начнёт охаживать кривой и ненавистный политический строй протестной дубиной и лишь ускорит гибель цивилизации.

...Элита, осознавшая себя правящим классом, уничтожила советское общество, распылив его в атомы. Она ударила по обществу информационным оружием, оболгав прошлое и разрушив все нормы и культы. Это и обеспечило ей господство.
...Растущая советская ностальгия её не пугает. Когда общество обращается к прошлому, оно живёт сказкой, которую само себе и рассказывает. Такое общество успокоить нетрудно: показывай псевдосоветское «мыло», и оно уснёт, пустив слюни у телевизора.

Пугает элиту другое - духовный протест и ростки самоорганизации. Её пугает возможность появления катакомб, собирающих не фанатиков, а людей, взявших барьер сложности и готовых выдержать испытание властью. Поэтому она отчаянно плодит бездуховность - создаёт гнилую среду, где увязнет любое сопротивление. Она добивается того, чтобы актив опустил руки и сдался. Она погружает общество в равнодушие, сплетни и гедонизм. Элита сознательно снижает уровень образования. С каждым годом обязательных предметов становится меньше, а скоро останется один - курение конопли. И эротический массаж ещё введут как дополнительный стимул посещать школу.
Элита целенаправленно долбит по мыслящей части общества, которая не смотрит шоу, не читает таблоидов и сама направляет своих детей. Она упорно пытается подсадить её на постмодернизм.

Писатель, сценарист и режиссер Валерий Рокотов
3. О борьбе с коррупцией.
Национальное сознание застыло.
Только единицы с болью и горечью чувствуют беду. Умы захватывает негативная этика. Взятки уже превратились в норму. Требуется изменение этико-духовного статуса народа в целом. Но для этого необходимо, чтобы Церковь реально сумела стать светочем для народа. Но пока этого нет. Это единственная возможность победить - конечно, не только в борьбе с взятками и разными проявлениями безнравственности. Это была бы победа целостная и повсеместная. Но сейчас ожидать ничего реального не приходится.
Можно, наверное, придумать некий механизм, когда взятка будет невозможна - создать собственно такую систему управления, чтобы взятка стала просто бессмысленной. Чтобы не было необходимости идти к чиновникам. Для этого, конечно, потребуются серьезные структурные изменения в системе управления. Можно, конечно, и контроль ужесточить. Другое дело, что контролеры тоже будут брать взятки. Но я точно знаю, что есть чиновники на самых разных уровнях, которые ни при каких условиях не берут взятки. В конечном итоге, это личный нравственный вопрос.

Протоиерей Владислав Свешников
У нас же, чтобы это победить, нужна твердая воля государства, которой мы, к сожалению, не наблюдаем. Это первое условие. Второе - жесткое уголовное преследование коррупционеров, адекватные заработные платы чиновников, должности которых коррупционно емкие. Но главный элемент - это духовность. Люди безнравственные, бездуховные всегда найдут лазейку для неправды и обмана, чтобы унизить человека и не дать ему воспользоваться законными возможностями, чтобы нажиться на его тяжелом положении. Это самое главное, от чего и все остальное проистекает, чего у нас не хватает - это духовности.

Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель Московской духовной академии
4.
Стало общим местом говорить о бюрократии и о том, как много страна теряет из-за того, что власть имущие не всегда справляются со своими обязанностями. Наверное, невозможно искать причину... в каких-то внешних условиях - причина внутри человека...
Мало иметь образование, знания, умения - нужно иметь еще внутреннюю силу, волю к победе, то, что называется пассионарностью, то есть некую внутреннюю пружину, которая, выпрямляясь, толкает человека вверх. Только внутренне, духовно сильный человек может быть эффективным, потому что иначе страсти разрушат человека.

Патриарх Кирилл
5.
...Совершенно очевидно, что политические проблемы, как и все прочие, в конечном счете, обусловлены нашим нравственным и духовным состоянием.
Посмотрите, как различно ведет себя один и тот же человек в зависимости от того, в каком состоянии он находится. В злобе он убивает, разрушает, уничтожает, напротив, в любви и радости сколько доброго делает. Поэтому и проповедь Христа и апостолов была обращена не на изменение общественной жизни, а на то, чтобы человека сделать лучше. Ибо только в таком случае могут произойти положительные внешние (политические, социальные, экономические и прочие) изменения в жизни, которые принесут реальное благо каждому человеку.
В этом причина, что Христос не предложил никакой идеальной политической программы или модели государственного устройства, но дал заповеди о любви, милосердии, великодушии, скромности, даже смирении, терпении, воздержании и прочих свойствах нормального состояния человека (христианство при этом указывает и реальные средства к достижению такого состояния). Ибо без духовного исцеления человека никакое государственное устройство и никакие политические системы не принесут людям благоденствия.

Профессор Московской духовной академии А.И. Осипов

Желания с кем-то спорить и доказывать, что обвал русской цивилизации имеет сугубо духовно-идейные корни, нет ни малейшего.
Для меня эта вещь очевидная и недискуссионная - человек либо понимает ее своим умом, либо... пока еще не понимает. Какие-то споры здесь бессмысленны. Если согласия нет, значит просто еще не время. Сколько ни спорь, а все равно не докажешь. До таких вещей доходят своим умом, через собственный жизненный опыт, через собственные духовные переживания.

Но бывает и самые упоротые материалисты интуитивно соглашаются: что-то исчезло у нас, что-то надломилось внутри, самое важное.
Да и тяжело с этим не соглашаться - как духовно слабый, надломленный человек не способен ни к какому положительному деланию (с чем не будут спорить даже атеисты), так и общество не в состоянии благополучно развиваться, если кризис затронул области его сознания, мировоззрения, ментальности.

Оставшись без внутренних основ, без своего идейного стержня, мы как старуха у разбитого корыта - ни на что не способны, даже защищаться. Ни от пятой колонны, ни от мирового заговора, ни от местных чиновников, жуликов и бюрократов, ни от воинственных южан в наших собственных домах.
Кто-то спивается, кто-то торчит, кто-то берет от жизни всё, кто-то опускает в пол глаза, когда рядом обижают слабого, кто-то убивает своих неродившихся детей, а кто-то друг дружку, рассекая пьяным на дорогом автомобиле.

Интересно, что бы сказали наши предки, те поколения, которые создавали для нас страну, увидев, во что мы превратили и страну и во что превратились сами.

Как жить дальше? Куда идти?
Ответ на эти вопросы никто нам не дает. Практически никто. Даже всерьез задать такие вопросы далеко не всегда удается, ибо едва ли не всякая реальная возможность их обсуждения скатывается в очередной балаган бессмысленных ток-шоу.

Да, в принципе, нам и без советчиков понятно, что нужно делать - срочно возвращать себе высокое звание Нации, становиться сильным, внутренне крепким обществом. И опять же понятно вроде, что для этого, в первую очередь, нужна какая-то духовная, идейная, нравственная основа. Не низкая ипотечная ставка, не честные выборы, а именно что идея, которая будет принята и понята народом. Идея, вокруг которой он объединится и в которой почерпнет силы для устроения собственной жизни.

Но что-то никак не выходит у Данилы-мастера каменный цветок.

Единственная сила, которая пытается повернуть наш взор в нужном направлении, - заплеванная и обгаженная в медийном пространстве Русская Православная Церковь.
Но и ее голос не столь авторитетен, как бы некоторым из нас хотелось. Видать, успешно плюют в нее. А скорее всего и без плевков так выходит - уж больно сильно нам хребет надломили. Корчимся в пыли дорожной, а встать на ноги и плечи расправить не получается.

Нужны ли нам сегодня вера и Церковь?
Хочет ли всего этого общество по настоящему, а не согласно данным соцопросов?
Как бы кто не боролся с возможностью такого выбора, какие бы темные и могущественные силы не прикладывали всю свою мощь, чтобы воспрепятствовать нам, выбор всегда остается за нами.

6.
Сегодня я предлагаю двигаться вперед - всем нам, всей Русской Православной Церкви как одной большой семье, но пройдем мы эту дистанцию или не пройдем, от Патриарха уже не зависит - всё это зависит от архиереев, от священнослужителей, от монашествующих, от народа Божиего.

Самое главное - это внутренняя сила человека, а сила эта не может быть сформирована лишь под влиянием каких-то внешних обстоятельств, включая образование, знания, отношение к руководству и так далее. Я молюсь о том, чтобы каждый священник, каждый монах и монахиня, не говоря уже об архиереях, имели в первую очередь эту внутреннюю силу и дерзновение.

Тогда не очень большое значение имеют указания сверху - они лишь помогают заострить внимание на том, что, может быть, оставалось до того без внимания. В этом и заключается смысл руководства. Ведь руководитель не должен водить за руку и тем более не должен толкать в спину, - иначе это уже не руководство. Руководитель должен уметь формулировать правильные мысли, идеи, предлагать способы их осуществления и тем самым ориентировать движение людей, но, в конце концов, все зависит от тех, кто исполняет эти мысли, предписания и указания.

Патриарх Кирилл

Всем нам хочется жить в счастливой, процветающей стране. Расходимся мы только в своих взглядах на то, каким образом достичь благополучия.
Однако, и здесь, мне кажется, можно найти общую почву, исходную точку для движения вперед - ведь нет сомнений, что сегодня русскому обществу нужен какой-то мощный импульс, мощный внутренний порыв, который бы объединил усилия миллионов ради достижения общей цели.

7.
Где же самый источник нравственной силы, способной к развитию и дисциплине? Он только в религии.
Все остальные воспитательные средства, какими располагает общество, лишь распределяют нравственную силу, порождаемую религией, могут ее разумно сберегать и направлять, могут, напротив, расточать и заглушать, но во всех этих случаях общественный строй производит лишь различные операции, умные или глупые, над силой, которой он является только хранителем, а не источником.

Никогда человеческое общество не существовало без религии.
Нравственное воспитание личности всегда сообразно тому, какие представления люди имеют о Божестве и в какие отношения становятся Божеству. Общество всегда искало опоры религии в определении своих отношений к личности.

Этот общеисторический факт показывает положительным путем то же самое, что мы за последнее столетие наблюдаем отрицательно, то есть что общество в самом себе не имеет достаточного авторитета для личности. Человек духовной стороной природы своей возвышается над обществом как процессом органическим. Непоколебимый авторитет для руководства личности дает только Высочайшая Личность Божества, источник тех духовных стремлений, которые для человека дороже всего на свете.

Лишь божественное руководство человек способен признать как всегда правое, всегда целесообразное для себя, только Богу он способен верить настолько, чтобы подчиниться даже тогда, когда не понимает, почему именно нужно в данном случае подчиниться.
Вне религии у человека нет притока нравственной силы, нет и источника сознательной и добровольной дисциплины.

Без религии общество имеет в своем распоряжении только слепую привычку да чисто принудительную дрессировку. Но оба эти средства, хотя и полезные, способны только некоторое время поддерживать, а не порождать нравственную дисциплину, с ними личность может лишь мириться, а не находить в них нравственное удовлетворение.

Общество, воспитанное религией и затем ее утратившее, может несколько времени прожить накопленными привычками, но без нового притока живой силы наследство прошлого раньше или позже иссякает, и тогда наступает опасность банкротства, уже столь близко рисующегося пред современным миром.

Л.А.Тихомиров // "Борьба века", 1895 г.

христианство, общество, правая идея, идеология

Previous post Next post
Up