1. Религия - опиум для народа.
В XIX веке опиум был скорее анестетиком, чем наркотиком. У Маркса опиум стоит в очень высоком образном ряду: «религия - это вздох угнетённой твари, душа бездушного мира, сердце бессердечных порядков, цветы, украшающие цепи, которыми сковано человечество, опиум народа». Иными словами, религия - это способ остаться человеком в бесчеловечных условиях существования. Религия даёт возможность увидеть смысл в бедах и, таким образом, не раствориться в них. В отличие от Ленина, Маркс был серьезным мыслителем. Он считал, что надо критиковать не религию, а то общественное устройство, которое порождает потребность в религии.
Пруф2.
Когда нацисты пришли за коммунистами, я молчал, я же не коммунист.
Потом они пришли за социал-демократами, я молчал, я же не социал-демократ.
Потом они пришли за профсоюзными деятелями, я молчал, я же не член профсоюза.
Потом они пришли за евреями, я молчал, я же не еврей.
А потом они пришли за мной, и уже не было никого, кто бы мог протестовать.
/Мартин Нимёллер/
Наведя справки насчет Нимёллера, понял, что не ошибся в своих ощущениях: пастор до своего ареста в 1937 году был вовсе не каким-нибудь равнодушным проповедником морали "моя хата с краю", на что вроде бы намекает его стихотворение, а вполне последовательным сторонником Гитлера. Разочарование наступило после того, как пастор понял, что фюрер поставил себя выше протестантской церкви. Нимёллер не просто поленился или побоялся протестовать раньше, когда приходили за коммунистами и евреями (точный текст стихотворения неизвестен, но в канонической версии евреи в нем вовсе не упомянуты), а сознательно промолчал. В 70-е годы Нимёллер пояснял: коммунисты были не друзья, а враги Церкви, поэтому Церковь и молчала, когда после пожара в Рейхстаге их забрали (Martin Stöhr. Zur Frage eines Antisemitismus bei Martin Niemöller). Насчет евреев Нимёллер пояснял, что был антисемитом в годы Веймарской республики, но в 1945 вернулся из восьмилетнего заключения "совершенно другим" человеком.
Формула Нимёллера индифферентна к морали. Из нее следует, что можно поддержать любую группу ради того, чтобы эта группа поддержала тебя.
Пруф Будьте внимательны, господа.