Остров Кунашир: Рудный, Нескученские, Валентины

Feb 28, 2023 20:17

Ранее: Остров Кунашир: заповедный уголок



Нескучинские источники

Остановившись у Сергея в Рудном, я отправился на север острова - осмотреть Нескученские источники с попыткой подняться на Руруй или даже обойти остров.







Дорога на Рудный, конечно, это 25 км достойнейших пейзажей. Это был очень хороший выбор - прогуляться там пешком.

Это был довольно тяжелый путь. В первый день поднялся по старой, замусоренной обвалами и стволами упавших деревьев, вездеходной дороге на перевал, спустился по ручью Пионерский обратно на побережье. Дорога вымотала, как могла.



Так привольно смотрится внутренняя часть острова - если бы не вездесущий бамбук...



Никто здесь лет десять уже не ездит, колея поросла ольховой чащобинкой ростом выше человеческого. Ветки торчат во все стороны, так и норовят выколоть глаза.







Оказавшись вновь на побережье, я отравился дальше на север и на границе с заповедником, в устье Заливной, снова повстречался с медведем, напоминающим больше хомячка, чем свирепого зверя. Этот «хомячок» пожирал только что выловленную кету прямо у аншлага.





Вот он, приятный аппетит собственной персоной!

Внезапное появление человека медведь воспринял как само собой разумеющееся явление. Нюхнув воздух, отвернулся и преспокойно продолжил трапезничать. то есть, с таким же успехом он и с человеческой головы кожу сдерёт. Я перешёл реку и стал фотографировать.



Мишка отобедал, и, показательно облизнув окровавленную морду, направился ко мне. Пришлось «соблюсти дистанцию». Через полкилометра медведь, наконец, отвязался. Но, не успев облегченно вздохнуть, я тут же наткнулся на другого Угу. И с этим уже пришлось расходиться на прибрежной полосе метров пятнадцати шириной. Я прижался к скале, а мишка, спешащий в обратную сторону, промчался ближе к морю. На меня глянул искоса, - медведи часто так смотрят, морда развернута прямо, а глаз - на тебя. Видимо, так косолапые субординируют. То есть глазеть прямо на товарища невежливо.



Заросшая дорога на руч Пионерский



Долина реки в Рудный

Нескученские источники, расположенные близ мыса Докучаева, представляют собой гидротермальные выходы с отрогов вулкана Руруй. Идёшь и вдруг видишь, как с камней низвергается горячая струя воды, под которую хочется сразу подлезть.





Здесь камни дымят, земля кипит, кто-то варит чай из дубовых и ольховых листьев. Создаётся впечатление, что жизнь бьет ключом, а неведомые хозяева отошли от своих волшебных котлов буквально на минуты. Красив горячий водопад, сложенный отлагающимся минералом гейзеритом нежного телесного цвета, с распушенными зелёными «волосами» из гидротермальных водорослей.



Тропический обитатель источников поёт круглый год



Метаморфозы гейзерита по скалам



А, поднявшись повыше, на фумарольное поле, оказываешься между двух речушек, горячей и холодной, где, переставляя камушки, направляешь течение вод по своему усмотрению до нужной температуры, и купаешься с видом на море.



Что-то из античности...

Попасть на какие-нибудь источники после дорожных передряг - верх блаженства. Особенно, когда вокруг никого, только ты и Тихий океан.



Очередная ночёвка не обошлась без приключений, снова на костёр припёрся медведь. Потоптался на границе света и тьмы, повздыхал о чём-то своём, будто сетуя на судьбу, и прохрустел куда-то в сопку. Сон как рукой смахнуло, полночи торчал у костра. А на рассвете разбудили японские суда, активно браконьерствующие в наших водах. Жужжат моторы, и кажется, что границы вовсе не существует. Куда смотрят пограничники? Видно же, японцы убеждены в своей безопасности.



Вид на вершину Руруй

На вулкан Руруй подниматься не стал, да и обходить остров тоже - из-за непогоды. Возвращение совпало с ветром и дождём. Сначала заморосило, а потом как началось… До этого пять дней хорошей погоды, непозволительная длоя курил роскошь!



Ужасы походной жизни. Фото Максима ЛАТЫШЕВА, г. Оренбург

К Пионерке бежал по камням уже вприпрыжку, порывы так и подхлёстывали. Возвращаюсь на Рудный, Сергей угощает меня горячей хлебной лепешкой. Так приятно!



Первый шаг осени

Не в пример бригадиру рыбаков на р. Северянке, у которых я остановился поначалу, Евгению из Южно-Курильска. Тот напился и вдруг начал меня выгонять посреди ночи. Мол, ты шпион заповедника, нечего тебе здесь делать!



Духи Рудного

Люди, конечно, все разные, это понятно. Но дурь, как выясняется, одна и та же для всех. Один рыбак, Михаил, даже бросил в меня железной кружкой в пьяном угаре. За что? Он многократно настаивал на выпивке, я устал отказываться и выплеснул содержимое рюмки на пол, что их всех и взбесило. А другой, Марат, наоборот, отвёл в сторонку и предложил продуктов в дорогу.



Рудный и его золотишко



Три дня я гостил у Сергея, пережидая непогоду, ходил вверх по Северянке, искал медведей.



Сергей на рыбалке. Всё по Аксакову

Здесь тоже обитает альбинос, украшенный серой полосой по сине. Медведи-альбиносы составляют на острове около 10 %, а когда-то, как говорит наука, они были распространены и на континентах.



Альбиноса человеку было легче добывать, чем бурого медведя; а светло-серая шерсть значительно облегчает зверю рыбалку. Японцы проводили эксперимент: ставили две бочки на ножках, тёмную и светлую. От первой лосось держался подальше, а ко второй льнул, как родной!



Озеро Валентины

Следующий пункт назначения - озеро Валентины, где обитает ещё один отшельник - СанСаныч. Озеро, отгороженное от моря песчаным бугром, представляет собой тихую заводь, окружённую вплотную подступившими сопками. Однако, погода тому не была подтверждением...



Из дневников:

5 ноября выждал моментик - и рванул! Три дня шли дожди, выли ветры, ныл холод, а тут даже солнышко заскользило второпях. Переждав один дождик, выскочил в 11 в перерывах - и как раз успел: уже в бухте Валентины уже опять почернело, ветер в лицо со снежной крупой 15-20 м/с. Метров 500 до виднеющегося по ту сторону бухты домика шёл уже качаясь, как пьяный. Уши, лоб, нос заиндевели, руки как мёртвые. Забежал в дом подальше от ветра, стал отогревать в промежности, так пальцы заломило от боли. Всего лишь ноябрь!

Неподалеку в другом доме огонёк - я на него. Так и зашёл к СанСанычу. Этот радужный человек отпоил меня чаем и накормил уткой. 3 и 4 провёл здесь.



Вид на Рудный и горный массив вулкана Руруй

Здесь-то, в заповедном уголке, и поселился Александр Шевелев, родом из Южно-Сахалинска. В прошлом военный лётчик, главный охотовед по югу Сахалина, он забрался в такую глушь, потому что «за державу обидно». Борец с браконьерством и взяточничеством, он не смог ужиться с начальством, которое, как говорит, «и сегодня на плаву». СанСаныч - так Шевелева называют жители Кунашира, - ценный кадр, способный заменить многих, и тоже, как и Сергей, не нашедший себе достойного применения в жизни.



По старой памяти

Благодаря таким людям, как он, Россия могла бы только процветать. Но почему-то именно они, борцы за правду, как показывает история, не угодны нашей стране. Их испокон веков ссылают, лишают прав, возможностей, обрекая лишь на одну - бороться с суровой тайгой.



Рыболовецкий стан Михайловский. Помойка, оставленная рыбаками на оз Михайловское

СанСаныч вот уже седьмой год «держит оборону» на озере и прилегающих к нему областях - территории, взятые в аренду под покровительство одним предпринимателем из Южно-Сахалинска. Он искоренил браконьерство на Валентине, и, говорит, если бы не родной АКМ, с которым приходилось даже спать, то неизвестно, чем бы дело закончилось.



Он тоже в гостях у СанСаныча

«В первый год я израсходовал три рожка за сезон, - рассказывает СанСаныч. - За икрой приезжают на моторах, вездеходах, порой пьяные, вооружённые, наглые. Всё это твоё что ли, - кричат, грозятся убить... или денег сулят. Не понимают, что не надо мне этого, пусть они живут - и рыбы, и медведи… Пальцем у виска крутят, сумасшедшим считают. Раз даже японцы-браконьеры высаживались, пришлось дать очередь по лодкам».

Такой вот интересный человек, герой нашего времени, защитник Валентины...





Отработку куда девать? Конечно в море!

На озере Валентины меня и застала зима, снег кружил целых два дня. На третий день, когда шторм стих, мы с СанСанычем на его погрызенной медведями (127 дырок!) резиновой лодчонке, вообще-то предназначенной для рек и озер, вышли в море. Удивительно, как рискуют порой русские люди, чтобы выжить. Лодку приходится подкачивать каждые два часа, ходить на ней по морю - неоправданный риск. Как выразился СанСаныч, «проскочив», мы достигли Назарово.



Явившись на погранзаставу продлить пропуск, я был немало удивлён административному протоколу, тут же на меня составленному. Прежде, чем предложить чаю путешественнику с дороги, повели на допрос. пропуск закончился 20 октября. Продлить пропуск в тех местах, где я путешествовал, было негде, неблагоприятные погодные условия и короткий световой день сильно задержали меня в пути.



Однако, мои слова абсолютно не были услышаны. прям вот по строкам Гоголя: до сих пор нет пути маленькому человеку, нет ему вольной жизни. вечная зависимость от обстоятельств... «Это не оправдание разгильдяйству, - заявил начальник заставы. - Вы должны были продлить».

- А как же японские суда, спросил я, беспрепятственно браконьерствующие в наших водах? японцы ловят сайру, водолазы - трепанга. Вот кого надо ловить, а не путешественников! Это не справедливо!

Ответом было указание на дверь:

- Ночевать будете в лесу, в том распадке. И не смейте сбегать, вы у нас подследственный!

Пока ходил туда-сюда по погранзаставе, кто-то успел умыкнуть мой лист топографической карты местности прямо со стола! С трудом удалось вернуть. Но больше всего меня поразил туалет конечно. У нашей армии даже унитазы японские!



горы изуродованного гребешка, п-в Весловский

Я тепло попрощался с СанСанычем - как часто бывает, навсегда... и спустился к морю, попросился на ночлег к рыбакам. Меня пригласили в баню и покормили. На ужин, я удивился, не оказалось тех вкусностей, которые я увидел случайно заглянув в столовую до этого. Не было для меня вафельных тортов, шоколадных конфет, печенья. Именно от меня почему-то работник столовой - грузин их припрятал. После СанСанычевской доброты дичь какая-то... не по-человечески совсем это смотрелось. Снова почувствовал, как нам всем порой не хватает крохи тепла в жизни - сочувствия, гуманизма... Что все поступки наши - от собственных переживаний, переданных эстафетой. Нет понимания именно поэтому, что кому-то когда-то что-то недодали... вот он и прячет.

И отношения эти копятся, как снежный ком. Так в обществе или добро побеждает, или зло - в зависимости от скопившегося багажа... и путешественник как наблюдатель переживает всё это чёрствование или наоборот - радость, и становится проводником. Для меня перестало быть тайной, почему одни люди поступают так, а другие - иначе. Понимание - единственная справедливость... сочувствие к тем, кто обижен. Восхищение теми, кто прекрасен. А ориентир во всём этом хаосе - солнце, которое завтра обещало быть...



Суда японских рыбаков, оказывается, десятилетие уже ошиваются в наших водах. СанСаныч первым заявил об этом. Он сфотографировал и показал - тогда что-то прошло в СМИ, спустя десять лет (!) после первого такого нарушения границы! ДЕСЯТЬ ЛЕТ! В странет нет коррупции... японцы виноваты... и на ихних унитазах сидим.



Вот это такапало...

Сегодня СанСаныча уже нет в живых. Пусть этот пост будет вечной памятью о нём, борце-экоактивисте, более 10 лет защищавшем озеро Валентины на далёких Курилах с АКМ в руках... вечная память!

Продолжение Столбовские и мыс Столбчатый, Алёхина и Песчаное

озеро Валентины, заповедник Курильский, Курильские острова, Кунашир

Previous post Next post
Up