Продолжение. Ранее было:
Величие Зайона Открыв карту, я увидел, что Зайон состоит из 4-х частей. Точнее, нацпарк то один, но подходов к нему несколько. По большей части туристы посещают центральную часть Зайона, что собственно Зайоном и зовётся. Но периферия оказалась не менее живописна.
Увидев это на карте, я спланировал наш маршрут по Зайону. Первая остановка была Kolob каньон. Это несколько видовых точек на горный массив, прямо с трассы. Несомненно, там есть где разгуляться и пешему туристу, но времени на это не было - ограничивались обзорами с площадок.
Горы Зайона, как и Долина Монументов, сразу пленяют величием. Вот - и время тут же перестаёшь замечать, и спотыкаться начинаешь. Тремя годами позже я заглянул и в Аппалачи, где уже не было такого величия, монументальности. Каньонлендс остаётся с тобой навсегда, если ты хоть раз, хоть одним глазом посмотрел на него. Это неповторимый регион планеты, и Зайон это тоже подтвердил.
Ущелья Зайона - главное в его величии. Циклопичность обезмолвливает, как было и в Долине Монументов. Но здесь она особенная, приукрашенная леском. Скалы, ущелья, карнизы с елочками, выкрученные или налепленные, эти горные мотивы по-своему хороши и неповторимы. Словно сама плоть земли выпирает; вечность приютилась здесь, в этом уголке планеты, со всем космическим размахом. Есть чем полюбоваться. Недаром мормоны, которые первыми пришли сюда из европейцев, сравнили эти горы со священной горой Синай - отсюда и название парка. Это сегодня у нас Интернет, а тогда, в стародавние уже времена, люди, видя эти красоты, поражались до глубины души.
На ум почему-то приходит городская улочка, где ты обитал совсем недавно. Вот квартира - ячейка, подъездная клетка, магазин. Проблемы остались на кухне - ты вывернулся, смог, и вздохнул уже с облегчением. Потом ещё отодвинулся, прошёлся по улице, и вдруг увидел - везде схожая картина. Поднимись над городом - улицы сольются в схожие линии. Ещё выше - целый город превратится в кляксу. А в природе он станет чёрной точкой где-то там, за горизонтом. О чем всё это говорит? Что роль сознания имеет наивысший приоритет. Приспособиться легко. Не привязываться сложно. А раз дана такая возможность, значит, есть в этом смысл. Отсюда и эта вечность при взгляде на Зайон.
После Kolob едем южнее, по 75 фривею, поворачиваем на 9 - на Virgin, а от Вергина дорога на север - вторая часть Зайона, дорога вверх. Поражает смена ландшафтов. Сначала это тополевая долина - что-то вроде Средней Азии. Затем пустыня, можжевеловый лес с кактусами, сосны, еловый лес, осинники и наконец пихтарники!
На самом верху отличный кемпграунд - Lava point, обрыв и вид на Зайон просто фантастический. Несмотря на это, народу тут ничтожно мало. Кемпграунд ещё закрыт, в отличие от долин холодно - около 3 градусов тепла. Поэтому ночевать здесь не стали несмотря на обилие дров. Вернулись вниз и расположились на ночлег у речки, в тополевом лесу - слева перед самой трассой на «основной Зайон».
Какой-то пространный городок по пути...
Lava point потрясающее видовое место. Именно отсюда, мне кажется и имеет смысл идти в ущелье Зайона, то есть основную его долину-каньон. Идти недалеко, пару дней, но очень уж живописно, особенно осенью.
18 апреля. Едем в третью - основную посещаемую часть. Зайон здесь, это 24-километровое ущелье Вирджин-Ривер, каньон, по которому проложена дорога. Вдоль реки оазис тополевого леса. Кактусы, юкки, можжевельники, дубы и сосны соседствуют по многочисленным склонам. По каньону ходит автобус, здесь легко налюбоваться видами, но истинное сердце парка на его трейлах.
Природа этих трейлов разнится. Одни склоны засушливые и открытые, другие тенистые дебри, где можжевельники, как и в Арчес, превратились в деревья. Есть даже сырые места и леса из кактусов и колючек.
Даже склоны одного и того же распадка могут различаться: здесь и тихие истоки озер, и глухие каменистые распадки, и сухие русла - припорошённые песком. В одном месте можжевельники как бонсаи, в другом подлесок из кактусов, как на kayenta trail.
Внизу Вирджин-Ривер живут тарантулы, а на вершинах снег и пумы. Чем выше в горы, тем сильнее понимание, как же Зайон прекрасен. Ущелья - черные бездны, которым не видно дна; склоны - словно перекрученные стволы гигантских лиан; граненые скалы - будто грани кристаллов... Вот, полюбуйтесь!
На трейле
Долина Вирджин-Ривер словно распахнутые 800-метровые челюсти: красные корни и белые, как покрытые эмалью, вершины. Деревья - реснички земли.
Носясь по парку, устаешь от постоянно верх задранной головы. Колоссы скал единомоментно, в беззвучном аккорде сотворения всего живого и мёртвого устремлены ввысь на восемь сотен метров, и создается впечатление, что эти горы и сегодня - живые, что они по-прежнему растут.
Можно сказать, что величественнее гор в своей жизни я не видел. Разве что только Тянь-Шань.
Ну и зелень конечно. Несмотря на сумрак, холодную сырость ущелий, она здесь в изобилии. Выходишь из непроглядной тени ущелья на свет, и глядь - нежные цветы пестреют под ногами. И такие букетики по этим скалам порой, глаз не оторвать.
В Зайоне я впервые оказался в настоящей весне в этом году - нежная зелень листвы и травы. Порхают махаоны или адмиралы. Начиная с Каньонлендса цветов почти и не видел, а тут снова погрузился в яркую и ненавязчивую атмосферу этих чудесных созданий. Всё это вместе со скалами создаёт непередаваемую атмосферу. Палец отчаивается жать на спусковую кнопку фотоаппарата.
Технически день сложился так. С утра мы сообразили, что путешествие это на весь день, и с 9-30, простояв в очереди на кемпграунд (300 мест в одном из двух - и занимать надо с утра!), устроились в нем - тем более, что увидели, как он сегодня зелен, лесист, и что расположен у реки. Переночевать в таком чудесном месте напрашивалось само собой.
Расположившись, уже доехали до конечной (автобуса и дороги), и, как было в Гранд Каньоне, стали заходить в разные видовые места. Сделали пару «сложных» хайков - на которых я даже не запыхался. Треки прекрасно приспособлены для пешки и ведут по таким обрывам, куда в ином случае можно попасть лишь с альпинистским снаряжением, - и это также уникальность этого парка.
Виды с трейлов в бездну
Земляные белки - основные жители Зайона, у них свои перенаселённые кемпграунды. К вечеру, в тень, к дороге повылазили индюшки и олени. Едешь на автобусе и наблюдаешь, как они разгуливают.
18 апреля оказался самый теплый день после Долины Смерти. Вообще я не ожидал, что в апреле здесь, в Канонлендс, будет так прохладно. Сегодня искупался в ледяной реке каньона целых 2 раза - значит, лето идёт!
Зайон и в самом деле оазис. Он располагается в окружении пустыни Мохаве и буквально изобилует жизнью - в нём около 289 разновидностей птиц, 75 видов млекопитающих, 19 разновидностей летучих мышей, 32 рептилии и около 450 видов растений.
Из дневника Дмитрия Малышева:
Просыпаться среди гигантских, просто циклопических скал ZION`a - это не сравнить ни с чем. Его колоссальность и монументальность не оставит равнодушным даже в сравнении с Гранд-Каньоном ! А ещё там было множество смелых белочек, которых запрещается трогать и кормить (естественно, как и везде), но которые приближались на расстояние вытянутой руки - любопытствующие очаровашки.
Иссечённые ледником скалы
Основные красоты охватываются исключительно шаттл-басом, где на остановках можно совершать различной сложности пешие вылазки - маршрутов и восторгов хватит на целый день, как минимум. А вторую часть парка, с запада, можно осмотреть уже на своем авто. Что мы и сделали следующим утром, завершив таким образом, свою программу по осмотру Страны Каньонов Юты и Аризоны.
Да, утром 19 апреля мы выехали из Зайона через The Zion-Mount Carmel Tunnel по 9 дороге. И это была четвёртая часть парка, последняя из четырёх осмотренных.
На выезде скала с интересной формацией. Склоны её покрыты сеточкой - тысячи лет мельчайшие потоки воды оттачивали гранит и превратили склоны в своеобразный узор. Узор времени.
Зайон такой в США не один. Позже я вам расскажу ещё об одном подобном районе, не менее живописном. Он расположен в Колорадо.
Продолжение
Дорога 50, её одиночество и американское разнообразие