В Северобайкальск и возвращение в Москву

Jul 21, 2021 16:22


Окончание. Ранее было Осень в Забайкалье



Я в электровозе на БАМе в 2001





Предзимние горы БАМа

19 сентября. До Уаяна 80 км, машины раз в 15 минут. Автостопщиков никого, уехали быстро. Водитель - животновод, любит лошадей, начал с 1 коня и 10 кобыл. Солярку и масло не купишь на АЗС, приходится идти на хитрости, выменивать их на навоз, и всё так... Повезло, что арендует у знакомых, родственников. Иначе бы, говорит, кранты... Такой вот «малый бизнес».



Ода малому бизнесу

Следом подвезла машина-будка с бригадой лесных пожарников из 10 человек. Едут тушить пожар, дислоцируются с одного места тушения на другое. Аня неожиданно оказалась в тесной компании курящих, бухих мужиков. Один тут же предложил выпить, при чем дважды. Другой конфетку подарил. Третий приобнял со словами:

- Я тебя никогда не забуду!

А начальник сказал просто:

- Оставайся! У меня ордена, заслуги. Если с моей сойдёшься - живи!

Орден, как выяснилось потом, один есть. Ещё один пожарник настойчиво предлагал ехать на пожар и ночевать там. Половина лыка не вязали...Только оправились от Дикой Бригады, а тут вот ещё одна... Но очень весёлая компания, в отличие от тех. Душевно живут.



Два часа ехали с ними в Кичеру. Узнали все новости: Кодар всё лето в дыму, омуль в Ангару до сих пор не зашёл... Что ж, значит, не видать мне Кодара в этот раз! Помню его заснеженные пики в 2001 году, когда возвращался с Итурупа. Запало мне тогда в душу заветное слово «Забайкалье». На горизонте появилась ещё одна мечта!



Таким я увидел Забайкалье впервые, в 2001



И сегодня воду здесь ещё пьют из рек

В 17 вечера были в Кичере. Тут откуда ни возьмись налетели комары, да какие крупные! Буквально сантиметровые. Этого мы никак не ожидали. Быстро доехали до Северобайкальска. Осень золотая, но дымка всё портит. Солнце - багровый шар.

Вся дорога от Кумора  до Северобайкальска занимает 6 часов.

В Северобайкальске остановились у новых по Умхею знакомых.



Город Северобайкальск

20 сентября. Купили билеты на поезд до Москвы с отправлением в 17 часов (по местн.) с прибытием в Москву 24 сентября.

Вокзал высокий, просторный - и не для людей. Всего пять мест ожидания... Столько роскоши и ноль комфорта. Лицмерие и пафос.

Прогулялись с Аней по городу. Сегодня тут сложно и представить, что во времена БАМА по городу висели лозунги: «БАМ - дорога в будущее Северного Забайкалья». А ведь я их видел.

Поезд сразу впечатлил сервисом. 7000 билет, а за что? Помнится, самолёт из Денвера в Нью-Йорк стоил дешевле, 100 долларов. По цене считай расстояние то же. Поезда кошмарные, вагоны 20-летней давности. Единственное, что здесь поменяли со времён СССР, это окна. Да и те проектировали чьи-то бездарные сынки. Иначе как можно было догадаться впиндюрить пластиковые ручки? Они же отвалятся! Зато куда ни глянь, везде реклама РЖД, как будто это крупная развивающаяся компания на уровне мировых трендов, а не отсталый монополист. За всё это время они только и научились, что второсортное бельё продавать 100 раз по цене нового.

В Подмосковных электричках такая же канитель с сидячими вагонами. Сиденья просто отваливаются назад. Какие проектировщики их конструируют?



Город Северобайкальск

4 дня в поезде ни душа тебе, ни даже удобных условий в туалет сходить. Раздобудь ведро, кружкой поливайся... Из одного ведра моются сами проводники, начальник поезда. И моют полы - то же ведро.

С электричеством такой же аншлаг. Они даже китайский генератор купить не в состоянии! Сиди, кукуй, смотри в окно, наслаждайся. Я уверен, тысячи людей уже возмущались на эти темы. Но РЖД как любой монополист, угодный власти, окружила себя толпой юристов и просто отфутболивают жалобы. Совсем как дружинники в феодальную эпоху.

Напоследок Аня макнулась в предзимнем Байкале, и мы выехали. Дымка везде. Если она заслоняла солнце всё лето, понятно и запоздание окончания сезона. Он - результат парникового эффекта. Днём +20, ночью к О. Первые заморозки были на днях. Все ждут наступления зимы.



Город Северобайкальск

21 сентября. Утро. Смотрим в окно - а всё белое, то есть - в снегу! Но позади, в Северобайкальске, ещё нет.

Аня спустя сутки в поезде: «Такая апатия в поезде накатывает... Люди сидят, только и делают, что жрут, жрут... И душно, как в клетке. Ночью тайга снится».

Ну да, живой мир удивителен! А стены из многоэтажек его буквально скрывают. Чтобы ты всегда только мечтал.



20 лет назад и сегодня - мало что изменилось



Подзаросло только...

22 сентября. Правда, ехать в поезде после жизни на воле - мучение. Помнится, раньше смотрел также в окно и мечтал, наблюдая проплывающие огни, манящие в перелески дороги, уйти туда - в тишину, даль, за горизонт. А теперь стало хватать этих картин, как законченность. Но неудовлетворённость осталась - недогулял.

23 сентября. Аня отстала от поезда в Екатеринбурге. Просыпаюсь утром - рюкзак тут, вещи на месте, самой нету. А она вышла в три ночи проветрится, да не вдоль платформы - а решила по окрестностям: новый вокзал, старый вокзал, церковь... Перепутала время. Поезд и ушёл.



Город Северобайкальск

В Перьми я поднял шумиху и оставил ей паспорт. Но Аня ничего не добилась. Это меня даже на самолёт помнится посадили, когда летел на Сахалин и опоздал - по моей вине. Я не испытываю конфуза скандалить, добиваться. Аня такого делать не будет - ей важно, кто что подумает, кто что скажет. Наверное, так большинство женщин: со своими требовательны и эмоциональны, с чужими иначе. Ну, если не посадить на другой поезд, так остаток средств могли бы вернуть. Не захотела - поехала 1600 км автостопом. Денег то нет, хорошо симка оказалась в руках.



Маразмы РЖД

Советчиков сразу нашлось... Воздыхающих... Совестливых...

- Как же вы её так отпустили? Безответственный вы человек!

- Бедная девочка!

- Как же ты её бросил?

И даже:

- Она наверное в мае родилась? Тельцы вечно опаздывают.

Другие сидят, улыбаются.

Вот, переживай теперь, где она там ночью стопом едет. Как по лесу идти, сил нет, ветки тормозят, цепляют, рюкзак назад тянет. А как в поезде ехать - надо куда-то пойти, сил вдруг сразу море... Купили билет - езжай себе спокойно, в комфорте, тепле. Нет, надо ещё приключений! Именно тогда, когда они не нужны вовсе.

24 сентября. Благополучно добралась! Позже поезда на 12 часов. Даже увидела в своём приключении какой-то подвиг. Конечно подвиг, не ошибки же.



Итоги. Маршрут «Из Тывы в Бурятию пешком» по таёжным местам Саян, задуманный ещё в 2009, был успешно осуществлен в 2016. Маршрут был такой: Тоор-Хем - оз. Нойон - пос. Чезылар - р. Соруг - ур. Чойган - пос. Орлик - пос. Монды - оз. Байкал - Улан-Удэ - Баргузин - ур. Умхей - дорога «110 км» - Куморы - БАМ, пешком получилось около 220 км. За кадром остались: вулкан Кропоткина, Баргузинский хребет, Кодар.

В целом, в нужных участках погода была прекрасная. Правильным выбором было оказаться в Окинском и Баргузинском районах именно осенью, то есть всё-таки двигаться с запада на восток, из Тывы в Бурятию, а не наоборот. В обратном направлении путешествовать легче: реки текут на запад. На восток только пешком.



Сложными участками похода я бы назвал таёжные завалы, образованные пожарами последнего десятилетия. Также путь скрасили бы пакрафты, на которых стало бы возможно каботажное плавание, пересечение озёр. Если бы у нас были пакрафты, вряд ли мы пошли бы вдоль Соруга пешком, скорее бы пересекли озеро Чойган.

Сегодня в Забайкалье упал снег.

КОНЕЦ

Спасибо за внимание! Твёрдых Дорог!



БАМ, Бурятия, Северобайкальск, Забайкалье

Previous post Next post
Up