Продолжение. Ранее
Чегодаевка - река Широкая 10 августа
Утром Шустров не появился - пришлось мне идти в горы. Вернулся почти до Чегодаевки - в бухте никого, но Димкины следы в обратном направлении есть. Назад прошёлся через бухты - если бы Дима заблудился и решил ночевать, то наверняка спустился бы вниз. В 12.00 Дима ответил на вызов по рации - он и в самом деле заблудился. Стал объяснять ему: возвратись к столбам, иди к морю - у тебя же есть компас. Место встречи - вершина триангуляции.
-Я не знаю, где я!
-Поднимись на сопку. Посмотри, где море.
Бухта реки Широкой, она же - оз. Широкое. В устье, у самого океана, каменная перемычка набитая штормами - если бы не она, обходить бы пришлось долго
Так он нашёл и вышку триангуляции. Пришел спустя 6 часов. Все это время дул порывистый ветер 5м/с с дождем, рвало в клочья. Как ни странно, но спасла найденная на отливе Чегодаевки монтажная шапка - даже в ней голова мерзла. Если бы не она - шею бы выстудил. Как в ноябре! В попытке согреться я ходил вокруг вершины, наворачивал бессмысленные круги, проклиная товарища на чем свет стоит, пока не выдержал и не отправился обратно на побережье за топливом и поплавками, лишь бы только на месте не торчать. Наконец Дима появился: тут уж я обрадовался! Но смотрю - пришёл без рюкзака. Выяснилось - оставил в горах, чтобы сберечь силы. Рюкзак нашли с трудом, уже к ночи - был за 3 километра. Димке повезло, что была связь, и горы не закрыло туманом. Он совершил все возможные ошибки: изначально - не придал значение моим словам, решил не идти за Ириной и посидеть ещё, не вернулся в точку последней встречи, сошёл с линии движения - прочь от столбов, не ориентировался - двигаясь по-наитию, не поел и не отдохнул, а потом и оставил всё необходимое в горах. Хорошо - догадался закрыть рюкзак чехлом, который был у него оранжевого цвета. Иначе бы не нашли.
Движение - жизнь. Где это лучше увидишь, кроме как на Кольском???
Один неверный шаг влечёт за собой следствие за следствием, так человек сам затягивает на себе петлю. Я впервые ощутил всю глупость человеческой природы, её неприспособленность даже перед собой, недальновидность, беспечность, безрассудность. Что было, если бы я не взял в группу связь? Не вложил компас в руку каждого члена группы? Хорошо, когда складывается всё удачно. Когда ты полон сил, тебя не валит от усталости. Эта история многому меня научила. Носить вторые портянки. Запасную ручку. И два котелка - или один, но стальной. Пусть тяжёлый - но он не сгорит.
История «одного неверного шага», длящегося секунды, закончилась лишь к 20.00, получается - через сутки. Дима после голодной, бессонной холодной ночи и блужданий не смог дальше идти. Ужинать он не стал. Говорит: "Это же общественные продукты! как я мог?" Мы перебрались к неожиданно обнаруженному скальному навесу на другом берегу реки, под склон, надёжно защищающий от пронизывающего ветра, и расположились там.
Ирина на посту. Вот под такой самодельной крышей мы ночевали, когда Дима заблудился с палаткой. Ящики - защита от ветра
Ирина: «Вот надо же! А я целый день жгла костер на берегу бухты, на ветру, смотрела вдаль, как Ярославна, и не догадалась уйти за сопку в тихое место. Поражаюсь, откуда у Арбузова столько сообразительности и энергии! И фотографирует, и рыбу ищет, и дневник пишет каждый день, и за маршрутом следит - инструктирует, и темп задает. Какое счастье, что мы опять вместе!»
В 2015 я пил чай здесь, на месте нашей общей ночёвки. От времянки из досок, построенной с Ириной, не осталось и следа.
Продолжение
Губа Широкая - Харловка