Бывший поморский посёлок Рында - губа Чегодаевка

Dec 22, 2015 15:27

Ранее Губа Кекурская и мыс Буторин



5 августа.
Сделали переход на Рынду. Ходовое время здесь по масштабу карты определять бесполезно. От Кекурской до Рынды всего ничего, а идти 4 часа. В 2015 с Кекурской я дошёл сразу до Порчнихи - это почти 30 км, целый день пути.




Карта района путешествия



Типичный пейзаж

Сегодня опять сумрачно, комаров так и нет - говорят, в этом году их не было вообще, а мы, как самые приличные путешественники, запаслись накомарниками, репеллентами. В Рынде на месте бывшего поселка, куда в 19 веке (до революции) теплоход из Архангельска ходил каждый день, осталось несколько полуразрушенных, ослепших домиков, зияющих выбитыми окнами. Но Ирине они очень понравились. И в самом деле - стоят как в забытьи, всё красуются, как рассказывают о прошлом. Украшают берег.



Рында в отлив



Один дом жилой. Покричали - из дома на той стороне вышли люди и перевезли нас на моторке через устье реки (условно переходима во время отлива). Так мы оказались в гостях у Сергея и Таисии Борисовны в шикарном деревянном доме, в каких живут обычно, учитывая отдалённость, лишь американцы. Нам тут же зажарили свежепойманную под запрещающими ловлю табличками рыбу, сварили собранные по пути из Кекурской грибы.


На стене у хозяев висит фото - Рында конца 18 - начала 19 века. На переднем плане двуглавая церковь, ныне это гнилой сарай.









Обозреваем пустынные окрестности и удивляемся, что некогда здесь процветал шумный многолюдный поселок - чуть ли не город. Вылавливали семгу по 30-40 кг штука, 3 тоны в год.



Поговорили о рыбалке, о том, что как ни охраняют реки, запрещая ловить рыбу, все бесполезно. Семга мельчает и вырождается - не браконьеры, так спортивная рыбалка. Спортивные рыболовы ловят её не на еду, а затем, чтобы сфотографироваться и отпустить. У рыбы шок, стресс и ожоги от человеческих рук: какие бы перчатки ни использовал - рыба попадает в воздух, среду ей не предназначенную. Однако, ихтиологи с этим мнением не согласны и приводят множество доводов в пользу экологичности такого способа рыбалки. Мне думается, картина выглядит приблизительно так. Вот прилетают инопланетяне на землю. На рыбалку. Фигак, фигак - о, человек попался! Покрутили, сфотографировались. Крючок с живота сняли - иди, живи, радуйся!



6 августа
Следующий пункт - река Золотая. Переходится легко. Внезапно выглядывает солнце, проясняется. Ура, погода! Под низким полярным солнцем камни так живописно вырисовываются в лунный пейзаж. От Золотой переход на реку Чегодаевку. Горы чуть выше, минуем крупное озеро с островами. Спуск в бухту глубок, на пути озерцо, окружённое грядами камней. Гряды однозначно выложены человеческими руками, интересно бы выяснить их предназначение. Чегодаевка - широкая бухта, здесь дом, правда, разрушенный. Дров много, как и везде в бухтах.



Странная гряда и оленьи тропы

Ирина: «Арбузов рвется вперед, мы за ним не успеваем, постоянно теряем его из виду. Но как замечательно идти и чувствовать себя наедине со Вселенной! Когда дорога сама стелется под ноги и чувствуешь себя первооткрывателем этого мира. Заблудившись на ровном плато, выхожу к морю, осматриваюсь и вижу вдали костер. Это наш командир давно перешел реку Чегодаевку и развел на том берегу».



Мои друзья идут медленно, да ещё и теряются - сколько раз я бы им не говорил смотреть и поджидать друг друга. Не раз уже возвращался, искал их по сопкам. Сегодня вообще номер: следом за мной идёт Ирина, а тут вдруг приходит Дима. Я уж давно перешел реку и развел огонь, подготовил ночлег - дров натаскал, и т. п. «Где Ирина?» - кричу. «Я думал здесь уже, - говорит, останавливаясь на том берегу. - Пойду поищу!» Нет, - говорю! Костер увидит - придёт! Но он всё равно оставляет рюкзак и уходит. Скрывается за сопкой.



Минут через 15 приходит Ирина: «А где Дима?» - кричу. «А разве не с тобой?» - отвечает. Боже, думаю… Сговорились вы что ли? Издеваетесь? Дима вернулся ещё через полчаса - они наконец встретились, уже в ночь, и вот теперь 2-й час блуждают по камням туда-сюда, ищут брод, который я им несколько раз показал где. Я перешел реку, даже не зачехляя фотоаппарата, а они вдвоем боятся ее перейти с шестами. Даже костёр зачем-то развели!



Я наблюдал за ними и всё больше становилось интересно. Вот ведь, присмотрись - все мы так: блуждаем по берегу реки взад - вперёд, петлями, ищем решения проблем, которые существуют лишь в нашем уме. Делаем совсем не то, что нужно в данный момент, бессмысленно откладываем на потом самое необходимое и зря тратим силы. В целом - действуем как на поводу у вируса, стремящегося запутать. Почему? И самое интересное: есть я - человек, который уже знает, который перешёл реку и говорит, где и как надо поступить… но лишь их личный опыт решает. Даже несмотря на их добровольное согласие верить в меня. А река течёт - и всё-то у неё происходит «как надо». Чтобы рыба водилась, лисы рыли норы, чайки гнездились, и чтобы текла вода и завтра. И через тысячу лет обладала силами свить новое русло. Когда люди уже уйдут, а то и вовсе сойдут со сцены.



И долго я не мог отделаться от этой «картины жизни». Всё сидел и наблюдал. И думал - почему так. И что я от друзей отличаюсь лишь самонадеянностью, которая ещё неизвестно, к чему может привести.

Ирина: «Оказалось, еще и глубокую бурную речку придется переходить! Жду Диму, который пошел меня искать. Мы палим костер и собираемся ночевать на этом берегу, а переходить утром. Но у нас и палатка, и продукты, надо всё же лезть в воду - ведь Арбузов на той стороне реки, а мне очень хочется избежать купания с рюкзаком! Смотрю на Шустрова - он полон светлой незамутненной сомнениями верой в командира:
-Хоть Арбузов и кричит, и грозится бросить нас в тундре, он же добрый! Видишь - дров уже натаскал, чтобы нам теплее было!

В итоге речку переходим успешно, все оказывается не так страшно - течение быстрое, но мелко. Все равно надо было, поздно или рано».

Продолжение Чагодаевка - река Широкая

Кольский полуостров, Рында, человек и природа, Кольский вокруг

Previous post Next post
Up