Страннику особенно приятно осознавать, что эти дары природой припасены сегодня ему
Кульминационным же моментом стало именно Заонежье - Кижи и Великая Губа. С них я и начну свой рассказ.
Этот притягательный минимализм севера покорил немало сердец)
6 августа я приехал в Медвежьегорск, закончив переход по Выгу (2 пункт из запланированных 4). Зона заключенных, расположенная в 300 метрах от центральной площади, самая большая достопримечательность города. В здании сталинской эклектики (Управление Беломорканала НКВД СССР, 1934), возведенном неизвестным (!) архитектором в эпоху строительства Беломоро-Балтийского канала, где должна была располагаться гостиница для интуристов, которые по задумке должны были приезжать «восторгаться достижениями советского народа», находится замечательный краеведческий музей. Не смотря на то, что иностранцы не приезжают и не восторгаются, здание и по сей день - самое высокое в городе. В музее несколько стендов посвящено расстрелам Сандормох. О Сталинских репрессиях я слышу часто, о геноциде русского народа 1930-ых, и Сандормох является самым показательным примером. Но на стендах я прочел, что, оказывается, расстреляны были максимум 5000 человек, и что руководил процессом еврей Г. Ягода. Друзья, я не хочу сказать, что 5000 человек- это мало или много, но по сравнению с Русским крестом последних 20 лет это - доли процента (в 90-ых численность сокращалась в год по миллиону). Если Русский крест не имеет документального подтверждения, как наряды на расстрелы в Сандормохе, то это совсем не значит, что в сегодняшнем геноциде русского народа нет повинных в том отдельных людей. И уж конечно же коммунистические взгляды сталинистов - это не гендерные, сектантские, нацеленные на приход "своего" мессии троцкистов. Это впаривание о «преступном прошлом» есть ни что иное, как отвлечение от темы - с целью, чтобы ты не замечал настоящее, что делается в РФ сегодня. Простите за такой отвлекающий от основной темы неоконформизм :)
Итак: в Медвежке я был уже к вечеру, автостопить не было смысла: вечерело, дорога на Новый Поселок не прямая, осложнена проселками. Дождался утренней электрички - переспал в лесочке за привокзальным мостом, и к 5-00 был в Новом Поселке. Ночь, туман, одно окно дачного домика светится. Постучался, открыли, приютили, чаем напоили. Мужичок, Михаил, по роду занятий - рентгенолог, родом с Кондопоги, оказался добр со всеми вытекающими, тут я и доспал.
Затем - 40-км переход через Михееву Сельгу на Пегрему. В дождливый период дорога очень плохая, воды может быть местами по пояс, что и случилось с моими друзьями,
которые побывали в Пегреме на 2 недели раньше, и даже припасли мне апельсинов на дорожку в разрушенном доме) Мне повезло больше - сушь, прошёл в сандалиях. Изредка, до берега у о. Колгостров, ездят рыбаки.
Неясыти жарко
Всю дорогу леса мрачные, еловые, а у Онеги начинаются сосняки. Здесь на приозерных террасах, начиная с каменного века, селились люди.
Самым выдающимся считается поселения и святилище саамов в 1.5 км к северу от д. Пегрема. Раскопками и изучением этого края с 1963 занимался археолог А. П. Журавлев, однажды обнаруживший сейды случайно после пожара. С тех пор Анатолий по старой памяти каждый год возвращается сюда и живет на песчаном живописном берегу по несколько месяцев. Мужичок увлечённый, влюблённый в природу, открытой души человек, простодушный и грамотный одновременно, с энтузиазмом рассказывает о своем открытии в 1985 "Культурно-исторического центра Пегрема" проезжающим туристам. Пешком в Пегрему приходят редко.
О «Поляне идолов» - месте в лесу, где на ровной площади в 1 Га сосредоточены древние камни саамов - сейды, нужно сказать отдельно. Конечно, человеческое воображение с легкостью придает не только камням, горам и скалам присущие людям черты, но есть несколько нюансов. 1) сосредоточение глыб на одном ровном месте там, где они или раскиданы на приличном расстоянии один от другого, или навалены одной грядой ледником; 2) следы ритуальных действий, открытые археологами на поляне, такие как захоронения, древние очаги, инвентарь, охра; 3) обколотость камней - при естественном отваливании сколы не будут образовываться равномерно, в то время как на многих сейдах они располагаются по кругу, а на иных вообще отсутствуют; 4) многочисленные стоянки поселений (открыто 130) в районе святилища - люди жили здесь издавна, заселяли места по нескольку раз, и «поляна» расположена на перепутье - её никак не могли оставить без внимания, да и место красивое; 5) Наличие кенотафа и факт привезенных откуда-то и сложенных, состоящих из нетипичных пород (базальт) камней.
Центр поляны:покровитель племени - Гигантская лягушка. У подножия камня найден могильник, богатое захоронение
Однозначно, что камни использовались в ритуалах, но черты животных, им приписываемые, и мифологический образ месту додуманы Журавлевым из знаний о мифологии. Я не сомневаюсь, что древние саамы придавали именно этому месту символ Ойкумены, а этим камням - антропоморфные черты, - об этом говорят следы обрядовых действий, - но какие черты и каково назначение их - можно только предполагать.
Центр поляны: женские камни инициации, соответстующие девочка-женщина-мать.
Последний камень, по мнению Журавлева, символизирует роженицу.
Сейд-утка. Ориентировка - восток, на солнце: символ возрождения душ умерших.
Сейд-женские груди
Журавлев умный мужик, восторженный природой, и своим делом. Со стороны фундаментальной науки отношение к «Поляне идолов» скептическое. Конечно, здесь нет надписей, фаллических символов, а открытый Журавлевым дольмен мог использоваться и как обычное укрытие, но Анатолий по присутствию водных животных (среда обитания которых связана с водной стихией, земноводные в мифологии - символы нижнего, подземного мира) предполагает, что поляна имеет чисто земное - «женское» ритуальное предназначение, и что «мужская» располагается где-то в ином месте. Надо добавить, что расчищена только часть камней, и далеко не большая их половина.
Журавлев над дольменом (укрытием), где учёный-археолог предполагает кремацию. Круглые камни, найденные тут - это яйца, из которых рождалась душа умершего, что напрямую вяжется с уткой - центральным сейдом поляны.
Я обошёл окрестности, сходил за мыс: осины охватом в 2 метра, в оврагах затенённые ельниками места - волчьи логи. Берег это каменистая терраска, разрываемая бухточками - песчаными пляжами протяженностью 10 - 200 метров.
Мне этот "составной" камень "Поляны идолов" показался самым интересным
Анатолий Журавлев
В районе «Поляны идолов» обрывистый песчаный берег - нигде в окрестностях нет такого, здесь же удобная бухта для лодок.
Резиенция А. Журавлева
В этой части Онеги часты «бараньи лбы» - крутые скалы, располагающиеся то в лесу, то прямо обрывающиеся в воду, а то «вырастающие» прямо из воды и слагающие острова.
Эти «лбы» поросли сосняками и пушистыми ягельниками, природа сказочная, «северная».
Есть и курумники.
Народ наездами: от Кондопоги до о. Колгостров.
На тропе, пролегающей через черничник, повстречался медведь. Удалось подойти на 70 метров и даже сфотографировать.
Деревня Пегрема, которую как пример поселения северян можно было бы целиком сохранить как памятник архитектуры, заброшена со 2 пол 20 в и на сегодняшний день полностью утрачена.
Выстояла только деревянная часовня 18 в - но и та "на грани".
Часовня поставлена в честь Варлаама Хутынского: здесь святой получил откровение.
На сегодняшний день в Пегреме наездами живут 2 человека: Руслан и Саша. Оба сбежали из деревни Ламбасручей от запоев в попытке начать новую жизнь.
Руслан инвалид от рождения, поэтому попытки отрицать существующее в агрессивной, неблагоустроенной социальной среде 90-ых, и как следствие этого - алкоголизм и непримиримость, довели его до тюрьмы. Не избежал этой участи и его друг Саша: заступился за сестру, и вроде бы должен был стать героем, но вышел и почувствовал совсем обратное, когда друзья и жена от него отвернулись. Пришёл домой, а квартира разграблена. Куда молодым идти, что делать? Неприкаянность и беспробудность, куда ни сунься, и везде безвыходность, неблагоустроенность, мертвая тишина, от которой хоть вой, хоть падай. Чечня в России танцует лезгинку, и война ей уже нипочем, а исконно русские края продолжают повально вымирать из-за отсутствия должных госбюджетов и присутствия бесовщины у власти.
Тут на возрождение Пегремы выделили денег, и это стало выходом из ситуации для обоих. Ребята смело взялись за "возрождение", приехали стали строить пирс. Но деньги неожиданно закончились.
2 года прошло, доски с пирса исчезли, и даже перила, которые Руслан старательно вырезал, кто-то бензопилой скосил на дрова. Потом у Руслана украли мотор, а весной дом сожгли - пришлось поселиться в развалине.
-Всё равно не уеду, здесь моя земля, - говорит Руслан. - Там Журавлев, а тут я живу.
-Для матрешки
Недавно остановились две лодки, стали пакеты с мусором выгружать. Руслан вышел:
-Не-е, так не пойдет!
-Да мы тебе заплатим за вывоз!
-Не надо мне ничего! Мусор свой забирайте!
-Эй ты, деревня! Че хамишь? С тобой Москва разговаривает! Всего тебя с потрохами могу купить, - сказал ему кто-то из приезжих, и толкнул в возникшей потасовке.
-Сейчас, ребята, подождите, - сказал тогда Руслан, сходил в дом за ружьем и расстрелял весь патронташ поверх голов прибывших. Те мигом исчезли.
-Ничего-о, - говорит Руслан, вырезая новый приклад к ружью. - До весны доживём! Надо к зиме избушку успеть срубить.
В Ламбасручей, расположенный в 6 км к западу через шхеры, ребята ездят на вёслах.
Проплываешь красивые места: скалистые острова, образованные "бараньими лбами", пёстрые ягельники на них. Каждое хоть сколько-нибудь выдающееся место имеет название: Северный пролив, Подосиновские острова, Кали-губа. С погодой, - это единственный эпизод невезения за всю поездку, - не повезло: три дня холод, морок, дожди.
Ламбасручей показался впереди как мираж, светлое пятнышко, затерявшееся в тёмной лесной полосе горизонта, и постепенно развернулся в посёлок, раскинувшийся по широкому километровому проливу. Было это 12 августа.
Ламбасручей это настоящая русская деревня нового века, со всеми вытекающими: деревянной, посеревшей от времени застройкой, ямами и лужами на центральной, тянущейся на километр, улице. Ламбасручей деревня запойная, с часто повторяющимся криминалом на бытовой почве. Увидеть пьяного, праздно шатающегося по улице здесь все равно, что в Карелии грибы в лесу собирать.
После дальней дорожки
Меня поселили к Игорю - он 2 года в запое. Интерьер соответствующий: чернота и коллекция пустых бутылок.
-Дим, - вскоре попросил Игорь. - Есть 50 рублей?
-Нету, брат! - отвечаю.
Игорь вздыхает. Тут в гости заходит дядя Коля с полтинником в кулаке. Как на подбор, алкоголики Ламбасручья одеваются в синюю спецовку, штаны и рубашку с широкими карманами. На дяде Коле в дополнение ковбойская шляпа. Голубенькие, водянистые глаза дяди Коли, словно наполненные волшебной жидкостью, задумчиво смотрят по большей части в одну точку. Язык ворочается нехотя, координация нарушена, в движениях наблюдается прямолинейный и прямоугольный характер - вверх и вниз, вперед - назад. Полчаса приятели обсуждают, что надо идти за водкой. Дядя Коля нехотя уходит - видимо, сделать шаг из дома для него это дело всей жизни. Проходит два часа, приятель не возвращается. Игорь вздыхает снова, теперь на раз-два, и решается:
-Дим! Дай 22 рубля!
Теперь вздыхаю я. Собираюсь, иду к фермеру. Приношу молока, творога, сметаны, булку. "Сегодня у тебя выходной", - говорю. Игорь оживился. Даже привстал с дивана, заходил по комнате. Взял Машку на руки и рассказал мне, что запил, когда жена ушла. Сам резчик по дереву.
Машка - чёрный лохматый котёнок. Или спит, или играет. В полумраке Машку уже не видно и даже не слышно.
Всю ночь что-то носилось по мне и комнате, как домовой. "Машка! - звал Игорь. - Перестань, чертяка этакая!" Хоть я и дал понять, что котёнок мне не мешает.
Игривая, чёрная как смоль Машка тронула доброе, очерствевшее от запоев сердце мужика, и своим беспокойным, живым характером привязала его к себе, как луч - согревая надеждой.
Далее -
Великая Губа, Кижи и деревянное зодчество