В провинции Пхонгсали

Mar 12, 2012 06:18

Продолжение. Начало здесь



Вот такие вот пилигримы. Конечно, это не крест. Перекладина - руль к игрушке: на конце шеста приделано колесико, бежишь и катишь.

День 2. Вчера я не приметил, где дорога, когда спускался по холмам к увиденному сараю, а сегодня в тумане не знаю, как вернуться обратно. Услышал пахаря, решил спросить, а тот взял и убежал, бросив работу, буйвола. Пришлось доставать компас и возвращаться по нему.






Через 7 км от Пу-Ко вторая деревня. Здесь я вышел с тропы на отсыпанную дорогу, по которой тянется бетонная линия электропередачи, но электричество не подведено. Недавно деревеньку «охранял» магический вход - арка из сплетённых ветвей, украшенная стружками, деревянными птичками на шестах и «снежинками» - плоскими плетёнками, напоминающими соломенную подставку под чайник. Сегодня этот портал, у которого заканчивается линия электропередачи, заброшен.




Кто-то уже привез в деревню телевизор - подготовился к скорому пуску электроэнергии, появилась сотовая связь, и духи перестали быть хоть сколько-нибудь нужны.



Лаосская "снежинка" - вешается на сараях, где хранится зерно, или над дверью жилого помещения. Это не украшение, а оберег от мышей, болезней, горя, защищающий дом от пожаров, от злых сил

Но, из наблюдений следует, что электрофикация не переломит традиционные взгляды лаосцев. Увы, этот народ предпочитает, не смотря на доступность металла, продолжать мастерить крыши домов из соломы и готовить на открытом огне. Если вы видите, как из дома валит дым, не пугайтесь, это не пожар, а готовится обед.





Лаос. Конёк крыши.

Мне думается, вывали самосвал кровельного железа посреди деревни, предложив его бесплатно, оно будет долго оставаться без дела. По деревне гулял с час: буйволы, свиньи, собаки и петухи - вся эта мешанина, разнообразившая крутые склоны, грубо перевита улочками и заграждениями из бамбука.





В деревне





Улочка





Двор



А мы тебя ждём!



Здесь тоже встречаются деревенские коты, но это явно не Васька. Молока они в глаза не видели, на кыс-кыс не отзываются... А едят...рис!!

Тропинки между домами как Хитровка Москвы конца XIX века завалены утрамбованными бытовыми отходами. Будто в некой закономерности по всей  деревне лежат свиньи в самых естественных позах.Огороды от непрерывно соседствующего в свободном порядке зверья лаосцы прячут оградами или на высоте - сажают лук и другую зелень в сбитые наспех кадки или в половины разрезанных вдоль автомобильных покрышек. Деревня выглядит для непривычного взгляда сурово: думается, что её населяют, конечно же люди, но без сомнений - первобытные.





Догонялки



Особенно сердце замирает, когда видишь этих людей, одетых в рваную и грязную одежду, испуганных, лохматых, страшновато улыбающихся, вооружённых мачете. Заглянув в дом, ты видишь хозяственную часть, где в огромных котлах готовится пища для животных и сложен очаг из камней, с которой часто соседствует спальная половина. Вся жизнь этих людей проходит на земляном полу, вместо кроватей приподнятые над этим полом надстройки. Сидят вкруг очага - проще говоря, у обыкновенного костра, на низких скамеечках, дым валит под потолок и выходит в отдушины. Там, во тьме под потолком, в тусклом свете поблескивает свисающая струпьями сажа; отношение лаосцев к хозяйству такое же, как к одежде. Несомненно, лаосцы моются минимум раз в день, тело чистое, но вымывшись, они одевают на себя всё ту же одежду. То же самое видится и в доме: вот телек, DVD, чистое постельное бельё - чувствуется домашний уют, но задери ты голову вверх и увидишь там паутину сорокалетней давности, а обои на стенах - плакаты ли, или страницы из журналов, от старости пожелтели. Нет, женщина в доме готовит, носит в дом дрова, подметает и шьет в свободное время, но паутина - да, не могу вот понять, почему, - так и висит. При общем, это очевидно, крепком деревенском подходе сохраняется у азиатов вот эта вот противоречивая черта - не придавать большого значения форме, нацеливаясь на содержание. Твой социальный статус здесь это прежде всего семья, потомство, а потом уже работы и мотоциклы.



В доме у Akha. На заднем плане - спальные места.



В азии внешняя сторона жизни не довлеет над человеком, не поглощает его внимание. Днем это кафе или магазин, а вечером убирают столики, сворачивают скатёрки и стелят на пол матрацы: вот уже и спальня для всей семьи. А то и мотоцикл, машину загонят в дом: уже гараж. Но это различие для азиата несущественно: кафе ли, спальня, гараж, главное - дом и семья.



Придя в деревню и решив её осмотреть, я ставлю рюкзак на видное место, например, у магазина, или во дворе понравившегося мне дома - оставляю под присмотром хозяев и дальше от дороги, и иду на прогулку. Детишки бегают за тобой  гурьбой, но близко подходить опасаются.



Часто видишь, как женщины ткут на деревянных станках. Ткань затем окрашивается и обшивается орнаментами, в этой домотканной одежде (в основном это юбки) женщины и ходят. Пропадай хоть сутки, твои вещи никто не возьмёт.



Akha в национальной одежде. Это не парадный костюм, а ежедневный атрибут. Удивительно встретит на дороге 21 века такого "самурая".

День проходит незаметно. Минуя плантации чая (выращивать научили китайцы), забираюсь в поля. Да, какие тут джунгли... Даже там, где должны быть тропинки, давно проложены дороги.



продолжение здесь

akha, laos, Лаос, Юго-Восточная Азия

Previous post Next post
Up