Mar 01, 2017 18:04
Стоит также добавить что по данным BHP, при нынешней ситуации, и без учёта затрат времени на такой подвиг, для достижения увеличения добычи на 30 миллионов бочек в день потребуется цена 75~80 баксов. И даже при такой цене это достижимо лишь теоретически -- с привлечением всех основных сланцевых месторождений в штатах, давно оставленных без финансирования глубоководных месторождений, всех традиционных, и как минимум части тяжёлых. Второсортные сланцевые месторождения, которые по мнению BHP неизбежно будут подключены из-за роста спроса, требуют цены 100 баксов, и дадут всего около 5 миллионов бочек в день. В результате, если исключить невыбальщину, учесть отсутствие капиталовложений, высокие политические и военные риски "других" традиционных месторождений, и многолетний процесс ввода в эксплуатацию новых месторождений, сохранение роста добычи сколько-нибудь длительное время нереально даже при цене 100 баксов. Но поскольку в BHP уверены что даже второсортные сланцы будут подключены, остаётся лишь предполагать насколько выше 100 баксов оказался их внутренний неразглашаемый прогноз цены нефти.
После трёх лет перепроизводства и накопления запасов, рынок нефти начал возврат к балансу. Спрос был уверенным и поддерживался длительно низкими ценами. Производство в штатах при тех же низких ценах стабилизировалось в 2016, в то же время глобальные капиталовложения в поддержание добычи замечательно валились в последние годы. По ходу стабилизации рынка, соглашение основных производителей об ограничении производства ускорило процесс. Мы прогнозируем превышение суммарного спроса на нефть, конденсат и нефтепродукты (НКН) позднее в этом году, после чего глобальные запасы достигнут нормального уровня.
Глядя в в двадцатые годы, мы видим убедительные фундаментальные факторы для рынка. Мы ожидаем рост спроса на НКН на уровне 1% в год на протяжении двадцатых годов. Растущее население мира, растущий уровень жизни, растущее владение автомобилями в развивающихся странах, и продолжающаяся урбанизация создадут рост спроса. Это стабильный рост, но не такой быстрый как в начале века. Одними из факторов стали замена и увеличение эффективности, которые продолжат вытеснять нефть из топливных рынков. Некоторые сегменты спроса, как пассажирские автомобили и энергетика, подвержены влиянию этих технологических изменений, особенно электрификации пассажирского транспорта.
Однако производство влияет на баланс не менее чем спрос, если не более. Производительность скважин уменьшается в среднем на 3~4% в год. Поэтому даже без роста спроса требуются постоянные капиталовложения чтобы сохранять уровень добычи. По нашим оценкам, к 2025 рост спроса составит примерно 30 миллионов бочек в день от новых скважин, которые ещё нужно будет пробурить и ввести в эксплуатацию. Это треть нынешнего годового спроса, и это не включает уже строящиеся проекты.
В последние годы инвестиции были крайне слабыми по историческим меркам. Это создаёт явную возможность для (повторного) возникновения дефицита нефти, как уже бывало в прошлом до "сланцевой революции". Чтобы удовлетворить будущий спрос, доля новых скважин в будущей добыче должна быть очень значительной, и они будут расположены в районах с высокими рисками. В прошлом такие риски компенсировались доступностью резервных мощностей в странах ОПЕК, но в последние годы эти резервы существенно сократились. Когда мы учитываем другие доступные варианты, и строим оценочную зависимость цены и добычи, становится наглядным один вывод: дешёвые источники нефти всё более трудно находить. Традиционные добывающие компании предпочитают собирать самые экономически выгодные месторождения, а это значит что наша оценочная зависимость становится всё более крутой со временем, и уклон кривой в точке пересечения объёмов спроса и предложения гораздо ближе к 90 градусам, чем к 45.
В этом смысле сланцевые компании в штатах ничем не отличаются от традиционных. Не все сланцевые компании, и даже не все скважины в тех компаниях, одинаковы по параметрам. Штатовская сланцевая промышленность достигла отличных результатов в снижении затрат и увеличении продуктивности при низких ценах. Однако это не значит что существует бесконечные резервы для добычи при цене ниже 50 баксов за бочку -- геология накладывает ограничения. Геология определяет положение на графике зависимости цены и производительности. Чтобы задействовать менее выгодные сланцевые месторождения, требуется более высокая цена по сравнению с уже разработанными. Наш анализ показывает что эти месторождения будут задействованы из-за сочетания растущего спроса и истощения скважин в уже разработанных месторождениях.
Хотя история сланцевой добычи в штатах относительно коротка, уже достаточно известно чтобы сделать выводы как реагируют производители на изменение цены в любую сторону. Общая добыча в штатах достигла 9.6 миллионов бочек в день в апреле 2015, потом сократилась на 1 миллион, и в начале 2017 снова начался рост. Активность буровых в последние годы отражала эту эластичность производства, и мы ожидаем нового роста в 2017. Другими словами, резервными мощностями добычи вероятнее всего будут штатовские сланцевые компании.
В заключение, стоит отметить что нефть стала последним базовым сырьевым товаром в нашей продукции, который оказался в состоянии перепроизводства при нынешних низких ценах; и похоже что нефть будет среди первых в возврате к фундаментальному балансу рынка.
энергетика,
пик,
экономика,
чёрные лебеди,
仕方が無い