19 февраля - годовщина т.н. «освобождения крестьян» т.н. «царём-освободителем» Александром II.
Но Александр не дал земли крестьянам, хотя мог это сделать почти совершенно спокойно. Дело в том, что к 1850 году, как указывал историк В.О. Ключевский, более 2/3 дворянских имений и 2/3 крепостных душ были заложены в обеспечение взятых у государства ссуд. Собственность свою помещики сдали в «государственный ломбард», образно выражаясь. Смена собственника могла произойти на законном основании - без согласия тогдашних «хозяев жизни».
- Хорошим примером того, как разорялось дворянство, является биография Александра Сергеевича Пушкина. Его отец в 1830 году выделил ему 200 душ мужского пола с семьями в селе Кистенево в Нижегородской губернии. У самого Сергея Львовича Пушкина в этом имении уже было 474 души, из которых уже 200 были заложенными за долги - оставшиеся души отец и передал своему сыну как подарок на его свадьбу с Натальей Гончаровой. Только завладев эти крепостными, поэт поспешил заложить их в Опекунском совете, получив за них 38 тысяч рублей. Из них 11 тысяч рублей Пушкин отдал своей теще, которая не хотела выдавать дочку замуж без приданого. Еще 10 тысяч рублей поэт одолжил своему другу Нащокину. На обустройство семейной жизни оставалось 17 тысяч рублей. Пушкин планировал на них жить в Москве в течение года, но деньги закончились уже через три месяца. Поэт писал в письме к другу: «Взять жену без состояния я в состоянии, но входить в долги для ее тряпок я не в состоянии». В результате после свадьбы Пушкин до конца жизни оставался в долгах, а его крестьяне неоднократно перезакладывались.
Поэтому освобождение крестьян могло произойти и без единого государственного акта. Для этого государству достаточно было ввести процедуру принудительного выкупа заложенных имений - с уплатой помещикам лишь небольшой разницы между стоимостью имения и накопленной недоимкой по просроченной ссуде. В результате такого выкупа большинство имений перешло бы к государству, а крепостные крестьяне автоматически перешли бы в разряд государственных, то есть фактически лично свободных крестьян.
Но это привело бы к окончательному обеднению опоры самодержавия - дворянства. Поэтому подготовку крестьянского вопроса Александр II поручил крупным помещикам-крепостникам (включая министров Ланского, Панина и Муравьева), что и предопределило способ ее проведения. В результате «Великой» крестьянской реформы 1861 года крестьяне перестали считаться крепостными, но стали считаться «временнообязанными» и получили права «свободных сельских обывателей». Крестьянские дома, постройки, все движимое имущество крестьян было признано их личной собственностью. Но помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадебную оседлость» (придомовый участок) и полевой надел.
За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 9 лет (!). За высший душевой надел устанавливался оброк от 8 до 12 руб. в год или барщина - 40 мужских и 30 женских рабочих дней в год. Барщину обязаны были отбывать все мужчины в возрасте от 18 до 55 лет и все женщины в возрасте от 17 до 50 лет. Если до реформы надел у крестьянина был больше высшего, то помещик отрезал в свою пользу «лишнюю» землю. В результате этого средний размер крестьянского надела пореформенного периода составлял 3, 3 десятины (3, 6 га) на душу, что было меньше, чем до реформы.
В случае выкупа по добровольному соглашению крестьяне должны были внести помещику дополнительный платёж. Основную сумму помещик получал у государства. Крестьянин обязан был немедленно уплатить помещику 20 % выкупной суммы, а остальные 80 % вносило государство. Крестьяне должны были погашать её в течение 49 лет ежегодно равными выкупными платежами. Ежегодный платёж составлял 6% выкупной суммы. Таким образом, крестьяне суммарно уплачивали 294% выкупной ссуды. Уплата выкупных платежей была прекращена благодаря Первой русской революции в 1906 году. К 1906 году крестьяне заплатили 1 млрд. 571 млн. рублей выкупа за земли, стоившие всего 544 млн. рублей. Таким образом, крестьяне фактически уплатили тройную сумму.
Поэтому вряд ли кто из крестьян называл Александра II царём-освободителем. Его так называют современные постсоветские и антисоветские горе-историки и горе-общественные деятели.
=
Arctus=
Источники:
1) с отсылками на «Экштут С. Повседневная жизнь русской интеллигенции от эпохи Великих реформ до Серебряного века. - М.: Молодая гвардия, 2012; Пайпс Р. Россия при Старом режиме. - М.: Захаров, 2012; Эткинд А. Внутренняя колонизация. - М.: Новое литературное обозрение, 2013.»
2) газ.
"Завтра", Александр Айвазов.
См. так же «
Сравнение реформы 1861 года с отменой рабства в США»