Д/ф «Врангель» с блокнотом. ч.2. Мнимый патриотизм Врангеля

Aug 10, 2016 20:00



А так же о религиозности движения, о земельном вопросе и др.поднятых в серии темах.
Продолжаем просмотр киноэпопеи «Врангель», первой её серии.
***
Итак, в январе 1918 Крым был захвачен большевикам. «Красный террор, - сообщает нам участница постановки, - обрушился буквально на каждый город».
То бишь, красный террор в действии. Разумеется, он обрушился на героя нашего повествования со всей мощью.
И происходило это так:
«Вопрос был один - нагнетает страх «эксперт»:
- Вы признаёте себя виновным???»
- нет, не признаю.
- Вы свободны.»
Собственно, и всё. Как в детском анекдоте: "Так, заяц, вычёркиваем". Все остальные детали только для того, чтобы заинтриговать и удержать у экрана телевизора непритязательного зрителя.

А чтобы подтвердить смелую гипотезу о терроре, пошли страшилки про сотни расстрелянных и утопленных - от дочери Врангеля, которая говорит, словно очевидица . Но ведь она же была тогда совсем малышкой.
Можно ли баронессе доверять в этом смысле как источнику? - ведь воспитывалась она в яро-антисоветском ключе, и вряд ли могла услышать хоть что-то позитивное об СССР из уст бросивших Родину в тяжёлую годину родственников и окружения. Злящихся из-за каждого нового советского достижения.

Но и… Затеяв разговор о терроре, авторы фильма не задают себе вопроса - Почему же всё-таки никак не пострадал барон? Ведь тогда сама напрашивается версия, согласно которой генерал был тайным агентом Троцкого. И она так же правомочна - ибо имеет не меньше  материала для её обоснования, чем доказательств "красного террора".
*
Слушаем голос дальше.


«…Он не пошёл воевать с немцами. Он пошёл воевать с большевиками.»
Логика весьма странная.
Ведь если Брестский мир они, «белые патриоты» , не признают - так шашку наголо и лети, сокол, руби немецкие головы!
Но вместо этого - под стоны о патриотизме - осуществляется немыслимое: оставляется борьба с оккупантом, чтобы пойти воевать с русскими.
Лицемерные слова о том, что «Ему было тяжело видеть врага на своей территории. недавнего противника … когда я увидел серые колонны немецких войск, марширующих по Ялте, … » только придают отвратительный вкус всей этой показухе.

Еще раз: почему «недавнего противника», а не настоящего? Как же война, господа офицеры? Как же долг, честь и присяга? Ты под присягой - бери винтовку и стреляй.

А если не взял винтовку и не стал стрелять, то это можно объяснить только тем, что Врангель признал Брестский мир. А, следовательно, и Советскую власть. И пошёл против неё с оружием в руках.
*


Пафосные завывания о том, что Врангелю якобы претило независимое украинское государство. Полноте, господа хорошие! О чём Вы?
Когда войска Пилсудского теснили Красную Армию на территориях Украины с явным намерением эти территории отторгнуть  - генерал Врангель и пальцем не пошевелил, чтобы ударить полякам с тыла. А ведь мог. Но ведь французы - спонсоры т.н. «Русской армии», Врангеля - а они пестовали независимость Польши и потворствовали её захватническим планам. Кто девушку ужинает, тот её и танцует. Не так ли, господа историки фильма?

Епископ Армии и флота, духовник Врангеля отец Вениамин (Федченков) вспоминал:
«Были возобновлены официальные сношения с поляками, чтобы вместе бороться против красных, которые тогда угрожали Польше разгромом. (вот вам и «единая и неделимая» - arctus) И когда генералу Врангелю некоторые говорили, что союз с поляками есть измена России, он отвечал известной формулой Кавура, с изменением конца: "Хоть с дьяволом, только бы против большевиков!"»*

По-моему, так вопрос с «патриотизмом» барона Врангеля решён полностью.

И уж совсем дикой выглядит признание (после того, как он прибыл к Деникину на Кубань):
«И я понял вот эту беду России. И я понял, что НЕ немцы, а мы, русские офицеры должны встать на её защиту.» Либо Врангель и эксперты фильма сошли с ума, либо они осуществляют нелепую манипуляцию с подменой врага. Врагом объявляются большевики и народ, который встал на сторону большевиков.
*
Удивляют и такие высказывания «экспертов»:
«Такие люди, как Деникин и Врангель встали на защиту исторической России.»
О чём Вы, ребята? Историческая Россия «… слиняла в два дня. Самое большее - в три. Даже “Новое Время” нельзя было закрыть так скоро, как закрылась Русь.» - © Розанов о февральской революции.

Где Врангель увидел историческую Россию в белой армии - «мешанине кадетствующих и октябриствующих верхов и меньшевистско-эсерствующих низов"» © генерал-лейтенант Я.А.Слащов-Крымский (прототип генерала Хлудова в пьесе Булгакова "Бег")???
Всё белое офицерство - непримиримые враги монархии и активные участники Февральской революции.
Врангель не мог считать себя преемником исторической России. Это манипуляция авторов фильма.
*
Про закон о земле, который, якобы, ко всеобщей радости решил Врангель.


О. Вениамин, очевидец, в своих воспоминаниях пишет, что реформа провалилась:
«Там, где восстанавливалась власть белых, тотчас же механически восстанавливалась и частная собственность, как старая хозяйственная система, противоположная большевистской. … когда ясно наметилась победа Советов, то волей-неволей пришлось думать о земельной реформе в радикальном смысле, чтобы соблазну большевистских даров противопоставить выгодные обещания со стороны белых. Генерал Врангель созвал для этого специальное совещание в Малом дворце.
… приобретение этих земель в собственность за установленную цену при легких условиях выплаты ее. Говорилось даже, будто мужику нужна бумага на владение землею за печатью.

В результате остановились на последнем проекте как компромиссном. Заявлялось, что земля переходит во владение народа на правах частной собственности, само государство выплачивает владельцам ее стоимость, народ имеет дело уже не с частными собственниками, а с правительством. владение закрепляется государственными актами.
… народ отнесся почти равнодушно. Никакого подъема и движения я не увидел, И понятно: реформа была компромиссной и запоздалой. … теперь, когда крестьяне фактически уже владели ею, когда помещики разбежались, когда советская власть утвердила землю за обрабатывающими ее, теперь подобная реформа по существу своему не могла, конечно, вызвать восторга.
… Когда же я прямо ставил этот вопрос селянам, то они сначала хмуро отмалчивались, а потом отделывались какими-нибудь неопределенными отзывами. Ясно, что земельная реформа наша провалилась».
Это и понятно - ведь крестьянам предлагалось ВЫКУПАТЬ землю. Хоть и у государства - но кому от этого легче?
*
О благодарных Врангелю рабочих:
«Взяли к осени и г. Александровск. Но я не чувствовал в народе веры в нас. Например, в этом городе я служил в соборе литургию. В конце я предложил кому-либо из местного духовенства прочитать воззвание нашего Синода. Но батюшки, смиренно и робко улыбаясь, просили меня самого прочитать. Я понял, что они боялись остаться без нас, когда мы снова откатимся назад. Они, ясно, не верили в нашу победу. После литургии устроили крестный ход. Народу с нами шло немного, а по бокам стояли рабочие, явные враги наши. Они не снимали шапок перед крестным ходом и открыто злобно улыбались по нашему адресу: "Подождите-де, и вам скоро придет конец!" Я это читал на их лицах совершенно отчетливо. Да, народ тут не с нами опять!»
*
О религиозности "Русской армии"  о. Вениамин писал тоже, но, в отличие от авторов фильма, сокрушаясь по её отсутствию у Белых:
«Как помнит читатель, генерал Деникин отклонил пункт "за веру", чтоб быть искренним. Генерал Врангель снова вставил его. Не потому, чтобы он был более религиозен, чем тот, а потому, что этот пункт теперь казался и более патриотическим» - это епископ о трансформации лозунга «За Веру, Царя и Отечество»

Далее о. Вениамин излагает множественные случаи, которые его коробили в армии Врангеля по отношению к вере - формат статьи не позволяет приводить их - предоставляю возможность прочитать самим. Приведу лишь такой, довольно нейтральный абзац:

«Авторитет Церкви вообще был слабый. Необходимо сознаться в этом. Голос наш дальше храмовых проповедей не слышался. Да и все движение добровольцев было, как говорилось, патриотическим, а не религиозным. Церковь, архиереи, попы, службы, молебны - все это для белых было лишь частью прошлой истории России, прошлого старого быта, неизжитой традиции и знаком антибольшевизма, протестом против безбожного интернационализма. А горения не было ни в мирянах, ни даже в нас, духовных. Мы не вели историю, а плелись за ней, как многие иные, потому не имеем никаких оснований жаловаться на паству, по пословице: "Каков поп, таков и приход" и наоборот. <…> Ни гермогенов, ни палицыных среди нас не оказалось. И выписка митрополита Антония ничуть не помогла делу. Да, мы оказались бряцающим кимвалом, которого никто почти не слышал. Нечего нам сваливать вину лишь на других.

Что было на душе у военных вождей, опять не знаю. Признаюсь: не очень я верил в их ревность по вере. Помню, как в Александровске при крестном ходе (о чем я говорил раньше) в штабе стояли офицеры за окном и небрежно курили, смотря на процессию с абсолютным равнодушием, думали, что их никто снаружи не замечает. А я отлично видел.»
*
В заключение обзора приведу сильный фрагмент из беседы о. Вениамина с писателем Иваном Александровичем Родионовым в Крыму. Фрагмент о перспективности и о сути "бълого дела":

«- Видите, - ответил он (И.А. Родионов - прим. arctus), - чтобы победить большевиков, нужно одно из двух: или мы должны задавить их числом, или же духовно покорить своей святостью. Еще лучше бы и то и другое. Вы здесь хоть и благочестивы, но не святы. Ну, а о количестве и говорить не приходится. Поэтому дело наше конченное, обреченное. …»


Врангель, судя по фильму, был более оптимистичен:
«Я твёрдо знаю, что Россия не погибла. Мы увидим её свободнной и счастливой.»

Это и произошло после убытия  в Турцию последних белых во главе с бароном и последних интервентов в родные пенаты.
... Мы потом вернули и территории, которые потеряли, в том числе, благодаря Врангелю, Колчаку, Юденичу и Краснову. И забрали обратно Сахалин и Курилы у Японии. Утраченные в 1904-06 гг.

Голландец Кронер, перед титрами, говорит - какая, мол, это трагедия, что такие люди как Врангель покинули Россию. Они де могли для неё «сделать много значительного». .... А никто не заставлял их уезжать. Врангель, в конце концов, мог бы и вернуться, как его самый отчаянный и боевой генерал-лейтенант Яков Слащёв-Крымский. Учивший наших будущих маршалов Победы.
*****
* Митрополит Вениамин (Федченков) «На рубеже двух эпох»
Продолжение см.: « Д/ф «Врангель» - ч.3 Армия Врангеля как неприкаянные. Окаянные»
_____________________________
По этой же теме  см.:
- « Чем Врангель намеревался расчитаться с Антантой за помощь»
- « Армия Врангеля помогала Польше в захвате территорий России »
- « Почему Врангель помешал удару ген. Я.А. Слащёва по РККА в северной Таврии»
- « Словами белого генерала Я.Слащёва. За что воевали белые»

= Arctus=

Врангель

Previous post Next post
Up