Застряли? Как выйти из тупика

Feb 21, 2011 15:04


Одно из самых неприятных ощущений в жизни - чувствовать, что застряла в ситуации, которая не нравится, и которую очень хочется изменить. Но не получается. Многие в таком случае ругают себя и стараются удвоить или утроить усилия. Однако, нередко это приводит к еще более глубокому увязанию в проблеме.

В Retooling on the run Стюарта Хеллера
(я о нем уже писала) есть мысль, которую я нередко вспоминаю: «Doing more of the wrong thing does not help you to attain that which you desire. Working harder is only valuable when you are working in the right way.» «Дополнительное приложение усилий в неправильном направлении не поможет вам достичь желаемого. Больше работать имеет смысл, только когда эта работа продвигает вас, куда вам нужно».

Первый вопрос, который необходимо задать, если увязли в ситуации (будь то на работе, или в жизни):

  • Что я делаю, чтобы достичь желаемого?

    И второй вопрос, еще более важный:

  • Как это работает для меня?

    Подумайте хорошенько над вторым вопросом. Если ваши действия не продвигают вас в нужном направлении, вероятно, это неправильные действия. Скорее всего, вы только потеряете силы и время, если будете продолжать.

    А ЧТО ДЕЛАТЬ ВМЕСТО ЭТОГО?

    Недавно к нам на работу приезжала консультант по управлению из Англии. От нее я узнала об интересной методике Appreciative Inquiry (условно можно это перевести, как «ценностное прояснение»). Обычный подход к решению проблем основывается на определении проблемы, анализе ее причин, продумывании возможных решений и планировании дальнейших действий.

    Appreciative Inquiry считает, что не стоит сосредотачиваться на негативе (проблеме). Позитивный подход может быть более эффективным. Подход Appreciative Inquiry состоит из четырех фаз (я разберу их на примере бизнеса).

  • Discovery (Открытие)

    «Что дает жизнь?» Вспомните ситуации, когда вы чувствовали, что бизнес идет именно так, как вам хочется. Расскажите о них человеку, которому доверяете, или запишите в виде истории. Это важный момент, поскольку считается, что люди свой опыт запоминают и лучше воспринимают в виде историй. Например, вы можете начать так: «Я чувствовала, что все идет именно так, как я хочу, когда мне позвонила клиентка и сказала, что ее подруга тоже была в восторге от моей работы, и они обе хотят сделать еще один заказ».

    Дальше вы в подробностях описываете свой положительный опыт и эмоции от него. Ваш партнер по упражнению должен вас слушать и задавать наводящие вопросы. Ответы на них необходимо записывать - «Какие эмоции вы испытывали в этот момент?» «Что делали вы и другие люди?» «Что было самым ценным для вас в ситуации?» «Какие ваши действия привели к этой ситуации?» «Что вы делали после?»

    Не ограничивайтесь одной ситуацией и пишите как можно подробнее и конкретнее. В итоге у вас получится описание того, как вы приходили к желаемому результату.

  • Dream (Мечта)

    На этой стадии вы мечтаете о будущем. Исходите из тех положительных эмоций, которые вы описали в предыдущем упражнении. Как вы будете себя чувствовать, если…? Как себя вести…?

  • Design (Дизайн)

    Время перевести ваши мечты в реальность «Что должно быть?» Здесь вы подводите фундамент под воздушные замки из предыдущего упражнения. Внимательно посмотрите на записи ваших историй. Детально разберите - что привело вас к успеху? Какие ваши действия (и действия других людей)? Как вы себя вели/чувствовали? Поздоровались с клиенткой, предложили ей чаю, поговорили о чем-то? Или, наоборот, оставили в покое - выбирать нужное самой?

    Напишите для себя лист "best practices" - самых удачных ваших практик. Они могут касаться создания товара, взаимодействия с клиентом, способа продажи. Включайте все, о чем вспомните из ваших историй успеха.

  • Destiny (Судьба)

    Теперь необходимо продумать, как вы можете включить эти самые удачные практики в вашу повседневную жизнь. Как часто это делать? Какие вариации придумать на их основе? И дальше - каждый день делать что-нибудь, ведущее к успеху.

    По моему опыту, это очень приятный подход. Намного более приятно вспоминать о случаях, когда ты была на высоте и довольна своей работой, чем разбирать свои ошибки и чувствовать себя неудачницей. А смена взгляда на себя и на ситуацию поможет не биться головой в ту же непроходимую стену.

    И последний вопрос: Если вы собираетесь что-то сделать с тем, что вы сейчас узнали - что это будет? Когда вы это сделаете? Как насчет «прямо сейчас»? ;)

    Также на эту тему:

  • Неожиданная составляющая успеха. Или неудачи.
  • Почему я не могу сформулировать свои цели и как с этим бороться?
  • О приоритетах: жизнь недостаточно длинна, чтобы всему говорить "да"
  • Путь в тысячу миль начинается с одного шага?

  • Ваш успех: работа с удовольствием, О маркетинге просто, Жить легко и радостно

    Previous post Next post
    Up