Неожиданная составляющая успеха. Или неудачи. :)

Nov 29, 2010 00:10



Рисунок - teawind

Не только способности и подготовка играют роль в вашем успехе или неудаче. На вас могут повлиять стереотипы, относящиеся к вашей социальной группе. Женщины решают меньше математических задач, если перед экзаменом слышат о том, что мужчины к математике более способны. Пожилые люди заваливают тест на запоминание, если считают, что с возрастом память ухудшается.

Обратное тоже верно. Женщины значительно более успешно решали задачи, когда им напоминали, что они закончили колледж, студенты которого обычно преуспевали в математических дисциплинах.

Что всего удивительнее, это не просто работает и в обратную сторону. Оно вообще зависит от того, с какой группой ("преуспевающей" или "отстающей") человек себя ассоциирует в данный момент. Женщины-азиатки сдавали математические тесты лучше, если думали о себе как об азиатках (согласно стереотипу, азиаты способнее других рас к математике). Те же самые женщины-азиатки писали контрольные хуже, если думали о себе как о женщинах (которые якобы менее способны к математике, чем мужчины).

В соревнованиях по гольфу между белыми и черными американцами, белые значительно отставали, когда им говорили, что сейчас будут тестировать физические способности. При этом они показывали лучшие результаты, если считали, что сравнивают стратегическое мышление. Ведь каждому "известно", что негры быстрее бегают, а белые лучше думают. :)

Сознательно разрушить влияние стереотипов невозможно - это неконтролируемое бессознательное. Но их можно обойти (или "вызвать" в случае необходимости). Главным тут является выделенное в предыдущем абзаце словосочетание "в данный момент". Можно попробовать ассоциировать себя с другой, преуспевающей в данном отношении группой (не "я - женщина", но "я закончила школу с сильными математиками").

Другой вариант - выбрать иной объект для сравнения. Так, студенты-психологи давали себе более высокую оценку по шкале "научные способности", чем студенты театрального факультета, и более низкую по шкале "артистические способности". Те же студенты-психологи, находясь в одной тестовой группе со студентами-физиками, показывали прямо противоположные результаты. Это восприятие сказалось на их результатах в научных и артистических заданиях.

В любом случае важно помнить, что результаты во многом зависят от вас. От вашего собственного выбора с кем себя сравнивать, и верить или не верить в свои силы, талант, популярность и счастливую звезду. :)

Ваш успех: работа с удовольствием, Жить легко и радостно

Previous post Next post
Up