Больше фотографий интерьера - здесь. Обещала рассказать, как
превращают в опыт обычный продукт. В качестве примера возьму рестораны - хорошо их знаю еще по тем временам, когда работала организатором мероприятий.
Я абсолютно убеждена, что никто в Москве не умеет создавать впечатления лучше Андрея Деллоса. Есть рестораны и более дорогие, но лучший опыт - мало где.
Ходить в
«Кафе Пушкин», чтобы просто поесть - это кощунство! :) "Пушкин" - это в первую очередь впечатления и истории (еда там тоже прекрасна, но у нас другая тема).
Построено здание на месте бывшей усадьбы юного фаворита Екатерины II Ивана Николаевича Римского-Корсакова (в сохранившемся флигеле сейчас банкетный зал). Римский-Корсаков считался большим красавцем. Екатерина писала, что он «не делал жеста или движения, которое не было бы полно благородства и грации. Он сияет, как солнце, и разливает свой блеск вокруг себя.»
Чем же красавец Римский-Корсаков так провинился, что его удалили от двора, его разлад с Потемкиным, гражданский брак со второю женой графа Строганова, тайна фрески во флигеле, изящная месть графа - это все захватывающие истории, не только любовные, но и политические.
Посмотреть в «Пушкине» тоже есть на что. Первый этаж - «Аптека» - назван в память о немецкой аптеке, что была здесь уже после смерти Римского-Корсакова. Барная стойка сделана под старинный аптекарский прилавок, и чего только там нет. Секстан соседствует со старинным декантером. Крошечная, будто игрушечная, но работающая швейная машинка «Зингер» - с чудным чугунным бульдогом-копилкой. Десять лет назад можно было положить монетку на плоский нос бульдога и нажать на его хвост. Бульдог резко открывал пасть, монетка взлетала и попадала внутрь. (Правда, кучи детей, игравших с бульдогом, механизм в итоге испортили.)
Еще в Пушкине есть работающий телефон начала века, одна из первых печатных машинок, которая и на печатную машинку-то вовсе не похожа, а, скорее, напоминает какой-то морской прибор. А старинная кофеварка в виде паровоза, работающая по принципу самогонного аппарата (она видна на первой фотографии)! А коллекция изящных каретных часов на втором этаже! (Спросите - и вам расскажут о двух признаках, по которым часы для карет отличались от домашних.) А детали аппарата для промывки золотого песка... А банкетка для влюбленных в подвале... Там же - маленькая корабельная пушка. Говорят - настоящая.
На второй этаж, в «Библиотеку», можно подняться на лифте (тоже виден на первой фотографии). Изящное художественное литье, специально для "Пушкина". Кнопки четыре, по названиям этажей - "Подвал", "Аптека", "Библиотека", "Антресоль".
На втором этаже стоят букинистические книги, и есть разные диковинки. Как-то нам принесли посмотреть расходную книгу московской дамы 19 века. Проживала она без мужа, но с двумя взрослыми сыновьями. У дамы был замечательно аккуратный почерк, коим она и заносила в книгу "булки французския - 21 коп., мясная лавка - 1 руб. 80 коп." Расходы ее в день составляли около 4-5 рублей. И вдруг надпись с восклицательным знаком - "Коле на удовольствие - 200 руб.!" Удовольствие было недешевым. :)
История же названия ресторана - «Кафе Пушкин» (с ударением на последний слог) связана с приездом в СССР французского шансонье Жильбера Беко и его песне о любви к русской переводчице-гиде Наталье.
А теперь самое главное - откуда я обо всем этом узнала? А в «Пушкине» же. В ресторане есть специальный человек - Аптекарь, который по вашей просьбе проведет вас по залам, все покажет и расскажет, и о Жильбере Беко, и о Римском-Корсакове. (Кстати, тетушка Римского-Корсакова проживала неподалеку - там, где сейчас здание «Известий». Именно с нее Грибоедов списал строгую законодательницу нравов в «Горе от ума» - "Ах, боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексеевна!")
А меню? Меню называется «Гастрономический вестник», напечатано на как бы пожелтевшей от времени бумаге, с ятями и твердыми знаками. Шрифт
разработан по заказу, называется «Одесса». Собственно блюда перемежаются перепечатками дореволюционных новостей - о нравах, о моде, о курьезах. Меню меняют несколько раз в год, заметки все время новые, ну заодно и повышение цен проходит не столь замеченным. :) Я когда-то попросила одно с собой, вот из него:
Маленькое защитительное слово кокетству.
Женщины должны уметь нравиться всем безъ исключения, не возбуждая противнаго чувства ни въ ком. Гостинная светской женщины есть лучшая школа ума и вежливости. Разговоры женщинъ всегда интересны, ибо сердце обращается къ сердцу и заставляетъ его внимать себе. Однако чувствительность женщинъ делаетъ ихъ излишне ранимыми. Вотъ почему говорятъ девушкамъ: "Не доверяйте молодому человеку безъ любви и старику безъ благоразумия."
Конечно, интерьер «Пушкина» примечателен тоже. Я попала туда впервые вскоре после открытия и не могла поверить, что это здание - совершенно новое, построенное с нуля. Только подойдя близко-близко к окну можно было увидеть, что трещинки - не настоящие. Использовался кракелюрный лак, о котором десять лет назад в Москве знали только специалисты. Стиль «shabby chic» так и остался фирменно «пушкинским». Если постучать по полукруглому "старинному" своду, когда спускаешься в гардероб - тут же понимаешь, новодел. Но очень искусный новодел. :)
Вот это все - впечатления. Конечно, чтобы создать что-то подобное, надо самому обладать широким кругозором. Деллос по первой профессии реставратор и художник, и просто человек увлекающийся и много знающий.
Опять же, углубляться в историю не всегда бывает полезно. Лет 15 назад мой хороший знакомый, дизайнер, работал с гостиницей «Балчуг», тогда одной из самых шикарных в Москве. Рассказывал, что от планов опираться на историческое прошлое быстро отказались, когда узнали, что звучное слово «Балчуг» на тюркском означало «грязное зловонное место». (Болотная набережная и Болотная площадь не случайно находятся рядом.) Для шикарной гостиницы - крайне неудачно.