Моя подруга Настя была девочкой из хорошей семьи, где очень ценилось образование. Перед поступлением папа возил ее к репетитору, на машине. Вот только однажды папа был занят, и Настя впервые добиралась сама. Встала рядом с дверью, чтобы точно не проехать. За одну остановку до нужной водитель объявил: «Следующая остановка - «Техникум».
И тут Настю перемкнуло - вдруг люди решат, что она в техникум едет? «Ну как же так, - расстраивалась Настя. - Подумают, такая приличная девочка, а не поступила в институт, наверное, глупенькая или плохо занималась, теперь вот едет в техникум…» Ужасно переволновалась, пока ехали одну остановку. Наконец двери открылись, люди вышли, Настя выпрямилась и гордо оглядела окружающих, всем своим видом показывая: «Видите, я не в техникум еду, не в техникум, мне на следующей!» И тут водитель объявляет: «Следующая остановка - «Профтехучилище».
Если вам никогда не приходилось попадать в ситуации, где бы вы зависели от чужого мнения - вы редкая счастливица. Я вот Настю тогда понимала очень хорошо - мне тоже было небезразлично, а что подумают люди. Прошло немало времени, прежде чем я научилась не пытаться «произвести хорошее впечатление» на всех и каждого.
Психологи утверждают, что люди постоянно заботятся о своем статусе и сравнивают себя с другими, даже когда не признают этого. Это черта всех социальных животных, которым нужно выстраивать внутреннюю иерархию для нормальной жизни стада, стаи, прайда или сообщества. Мало того, люди, считающие себя выше этого, как раз и подчеркивают свою заботу о более высоком статусе нежеланием «опускаться до такого примитивного занятия». Нобелевский лауреат, экономист Джон Харсаньи сказал, что
не считая экономической выгоды, социальный статус, похоже, является самой важной мотивацией и побуждающей силой социального поведения. Часто люди пытаются повысить свой статус, покупая более дорогие вещи. Меня в свое время поразила знакомая, бравшая кредит на покупку iPhone и костюма относительно известной марки, чтобы произвести впечатление на коллег. Однако, попытки добиться более высокого статуса могут быть не только неэффективными, но и просто вредными для нас.
Например, исследователи установили, что люди, чей статус принизили, были готовы заплатить больше за престижные товары или услуги. Разумеется, маркетологи готовы на этом играть, и, разумеется, в таком состоянии лучше ни с кем не торговаться. :) Также люди, которых просили вспомнить и описать ситуации, где их статус был низок, брали больше еды. Это, как считают психологи, еще одна причина, почему так быстро набирают вес люди из малоимущих слоев общества или потерявшие работу. Подробнее об этом можно прочитать в журнале
Scientific American. Что с этим делать? Воспитывать уверенность в себе и осознавать, что статус - во многом вещь относительная и очень внутренняя. В смысле, сейчас вы чувствуете себя королевой, но это состояние может быстро измениться, стоит просто вспомнить случаи из жизни, когда вас не признавали или относились к вам свысока. Хотя внешне ничего не изменилось, вас не окружили топ-модели! Обратное тоже верно, полезно напоминать себе о случаях, где вы были на высоте. Если же вы чувствуете себя гадким утенком или паршивой овцой в стаде, то говорите себе, что это временное состояние, оно естественное биологическое, и оно меняется. И вам совершенно не надо идти у него на поводу.
Также на эту тему:
Хвалить себя правильно!
Угрозы статусу и их последствия
Есть ли место детским обидам во взрослых «песочницах»?