Когда отправляешься в путешествие и становишься туристом, важно в эту роль серьезно не углубляться. В противном случае окажешься радостным идиотом с камерой в конном экипаже «под старину», который везет тебя из музея восковых фигур в какую-нибудь «комнату ужаса» или музей казней и пыток. Конечно, это самые радикальные примеры того, что по-английски называется «tourist trap», ловушка для туристов: место, суть которого развлекать, вытягивать деньги и сильно не заморачивать. Китч ведь обращается к самым простым желаниям и порывам человеческой души. Чтобы их описать, много слов не требуется: «прикольно» и «все так делают». «Все» вешают замочки на мосту в Париже, поддерживают рукой Пизанскую башню, стоят в очереди на крышу Эмпайр стейт билдинг и т.д.
Туристы, вошедшие в роль, к сожалению, не ограничиваются Арбатами, восковыми фигурами и экскурсиями по следам привидений. Человеку все же требуется культурная инъекция, и он отправляется к достопримечательностям. Набор последних, однако, сильно стандартизирован, и подходя к ним, сразу вспоминаешь еще одну английскую фразу, «beaten track», т.е. торная дорожка. А как известно, «на торной дороге трава не растет». Это правда.
Там профанируется всё, ради чего мы сбегаем в другие города и страны: никакого отдыха, ибо суета, никакой смены обстановки потому как все вокруг такие же туристы, никакого изучения, поскольку и времени мало, и рассмотреть детально едва ли получится.
Хорошая новость в том, что сейчас есть куча информации про то, как избежать ловушек и сойти с торных дорожек в любой части света. Для начала можно просто почитать о бесплатных развлечениях, а потом найти статьи с заголовками «avoid tourist traps» или «off the beaten track». Уровень мастера - познакомиться с кем-то из местных жителей, не аффилированных в туристический бизнес, дабы окунуться в гущу повседневной жизни, имея надежного Вергилия за спиной.
А тут вполне себе милая Венеция. Можно даже посетить.
и тут вот
и вот тут
Но в дополнение к этому у нас есть свой метод: узловые точки для прогулок мы выбираем не по путеводителям, а по архитектурным книжкам и фильмам. К тому же, всегда стараемся сыграть в «не посети»: в любом городе надо обязательно не посетить какую-то известную достопримечательность. В Риме нужно не выйти к фонтану Треви, в Нижнем Новгороде - обойти стороной Чкаловскую лестницу, в Вероне ни в коем случае не попасть к «дому Джульетты». Выбор мест всегда субъективен и основан на внутреннем чувстве, а не на логике. Впрочем, логика и опора на чужой опыт иногда предусмотрена. Например, в Нью-Йорке точно следовало миновать Таймс сквер: «avoid, avoid, avoid at all costs» - советуют нью-йоркцы. И мы старались следовать совету, но что-то пошло не так…
P.S.
Никогда не начинайте знакомиться с Италией в Венеции. Это был четвертый итальянский город, который я посетил. И единственный, куда я не хочу вернуться