Даже самые завзятые снобы,
старательно избегая проторенных путей и общепринятых достопримечательностей, могут взять и оказаться в гуще толпы у очевидного места, которое рекламируют все без исключения путеводители. Мало ли, улицы завели. Вот так бродишь по окрестностям Бродвея и внезапно попадаешь на Таймс сквер. За всякими симпатичными пабами, граффити и театрами ты не заметил, как очутился в людском море.
И тут уж огни рекламы бьют в глаза, страшные ростовые куклы норовят захватить в объятия, а народ вокруг наводит на себя палки для селфи в полной боеготовности. Во всем этом должен быть какой-то смысл. Зачем жизнь привела на Таймс сквер? Такой вопрос возникает в голове.
Ответ на него найдется позже, когда будет посмотрен новоявленный оскаровский лауреат «Бёрдмен»…
Здесь внезапно! начинается часть, посвященная художественному фильму «Бёрдмен».
«Бёрдмен» нужно смотреть с минимальной подготовкой. Конечно, надо знать, что Майкл Китон - это Бэтмен в отставке и что фильм снимался по-театральному одним дублем. Но это азбука. Еще лучше фильм смотрится, если знаешь что самый разумный персонаж - у Зака Галифианакиса (он там, мягко говоря, совсем не такой, как в The Hangover), что дочка главного героя - это та же Эмма Стоун, что и у недавнего Вуди Аллена в Magic In The Moonlight. Фильм от этих знаний только выигрывает. Точно так же выигрывает один из шоустопперов «Бёрдмена», если знать, что такое Таймс сквер. Сам термин «шоустоппер» пришел в кино с Бродвея (оу, еще один привет «Бёрдмэну»!), где он обозначал эффектный музыкальный номер, вызывавший такой бурный восторг у зрителей, что спектакль или мюзикл натурально приходилось останавливать из-за грома аплодисментов. В кино шоустоперрами стали сцены, где повествовательная линия уступает место чистому зрелищу. Классический пример -
сцена в душе из «Психоза» Хичкока. Вообще очень интересно
почитать про этот феномен у киноведа Дмитрия Комма. Мы тут не киноведы, но главным шоустоперром «Бёрдмена» не без оснований считаем
проход Майкла Китона по Таймс сквер. Недаром именно этот момент был спародирован на оскаровской церемонии.
Смысл эпизода понятен - архетипичный «А король-то голый!». Но воспринимается всё и правда лучше, если доводилось бывать на Таймс сквер. И если вы бывали, вам точно известен Times Square Baby, наверняка вдохновивший авторов.
Если вы бывали, вы поверите в то, что массовку даже не пришлось нанимать: режиссер просто заплатил за выступление барабанщиков, вокруг которых тут же собралась толпа - уж такое место.
Если вы бывали, вы просто поверите в возможность такого прохода. Вся территория вокруг площади настолько изобилует театрами, что курящие у служебного входа актеры или поклонники в ожидании оных - совершенно обычное дело.
В общем, кажется, понятно, зачем мироздание отправило на Таймс сквер. Чтобы лучше воспринимался хороший фильм «Бёрдмен».
Ну а чтобы эстетическое чувство не страдало совсем, рядом с площадью можно посмотреть Miller Building, одну из немногих исторических построек на Таймс сквер.
Двухэтажное здание едва заметно на углу с 46-й улицей и почти теряется среди реклам под небоскребами. Но ради него стоит пересечь и Бродвей, и 7-ю авеню (которые вместе и образуют Таймс сквер). Со времени строительства (1929) и до 1970 года в Miller Building располагался обувной магазин Израэля Миллера. Его страстью было делать элегантную обувь для элегантных женщин, и творения Миллера украшали ноги многих знаменитых актрис. Он настолько чтил театр и звезд своего времени, что решил украсить фасад своего магазина их изваяниями. Так при строительстве появились скульптуры Этель Бэрримор (воплощение драматического театра), Мэрилин Миллер (аллегория мюзикла), Мэри Пикфорд (кино) и Розы Понсель (опера). И никакого китча: всё в русле довольно строгой эклектики.
В общем, иногда ловушки для туристов бывают интересными. Но лучшее, что в них есть - это возможность побыстрее выбраться.