Неоклассические виллы и дачи Симеиза.

Sep 15, 2012 10:25

Как и обещал в предыдущем посте, продолжаю рассказ про Симеиз.

Симеиз - название греческое (которе можно перевести как признак, знак или примета). Топонимика многих мест Крыма связана с греческим языком, а в XIX веке, как раз во время строительства усадеб, вилл и царских резиденций, весь полуостров исторически и метафизически начинает восприниматься как Русская Эллада. Ведь с присоединением Крыма Российская империя обретает собственную античность! И конечно, это не могло не отразиться в местной архитектуре. Ещё в 1835 г. в Алупке М.С. Воронцова строится Чайный домик, имевший облик греческого храма. В 1844 г. в Севастополе заканчивается строительство православного храма святых Петра и Павла, выполненного в подчеркнуто античном стиле. Православная церковь напоминает афинский храм Тесея - с портиками наподобие базилик и 48 колоннами. С тех пор увлечение классикой становится одной из важнейших особенностей архитектуры дореволюционного Крыма. А время строительства усадеб в Симеизе совпадет с новой волной классицизма в столицах во второй половине 1900-х - начале 1910-х гг.

Неоклассика была одним из увлечений самого известного архитектора Крыма Николая Петровича Краснова (1864 - 1939). Он известен, прежде всего, строительством неоренессансного Ливадийского дворца, который знают во всем мире благодаря Черчиллю-Рузвельту-Сталину. В Симеизе Краснов построил в классическом стиле виллу статского советника Н.С. Свиягина.



На переднем плане - дача Свиягина, выполненная в стилистике неоклассицизма.
Здесь и далее - современные фото smisl_ylibacca
Получился удивительной красоты дворец: с южной стороны территорию виллы окружают отвесные стены скалы Панеа, а несколькими десятками метров ниже - уже море. Характерно для неоклассицизма начала ХХ века, что одновременно с античной темой в оформлении здесь отсутствует традиционная симметрия и торжествует полная свобода композиции. Во двор выходит открытая колоннада с крышей-террассой. А за колоннами прячется большой круглый зал с прямоугольными окнами, который является центром всего здания. От здания дачи в сторону моря, на границе владений, была построена крытая галерея, украшенная ионическими колоннами.



Это было главное место отыха на открытом воздухе, которое к тому же прекрасно защищало маленький парк виллы от холодных восточных ветров. Галерея завершается портиком с кариатидами, с которого открывается вид на море. Тут всё настраивает на философские прогулки: и виды, и скалы, под сенью которых стоит дача, и деревья, до которых можно дотянуться рукой с галереи, и сама архитектура с древнегреческими мотивами.



Дача Свиягина хорошо видна издалека, с главной улицы Симеиза - Советской. Глаз легко отыскивает колоннаду галерею в целом конгломерате дореволюционных строений.
Ближе к центру Симеиза колоннадой на крыше выделяется вилла "Камея". Она выделяется круглой колоннадой на крыше. Полукруглая в плане, "Камея" тоже смотрит на море. Её южный, главный, фасад украшен скульптурами - свреху виллу "охраняли" грифоны, а карниз третьего этажа поддерживают кариатиды.



"Камея" была построена в 1912 г., и тут архитектор тоже вдохновлялся классической архитектурой, хотя некоторые элементы декора заставляют вспомнить и о модерне: у входа находится камея, запечатлевшая образ девушки с виноградной лозой, -- возможно, это и дало название вилле.



фото с jalita.com
Однако самая заметная часть композиции - привет классическим парковым беседкам: центральную часть дома венчает открытая ртонда. Чтобы туда попасть, необходимо подняться по винтовой лестнице громадного внутреннего вестибюля, выйти на крышу, а потом оказаться в беседке, откуда открывается великолепный вид на берег, море и соседние виллы.






Сейчас "Камея" - часть санатория имени Семашко, поэтому с северной стороны ее украшает типичная советская ограда с птицами и рыбами, выполненными в технике сграффито. В 2007-м году "Камея" находилась в полузаброшенном состоянии и стояла с выбитыми окнами, привлекая внимание отдыхающих, спускавшихся из центра посёлка на пляж. Зимой 2010-го "Камею" реставрировали, но в каком она сейчас состоянии я не знаю. Вопрос к тем, кто был в Симеизе в этом году: как она?

Ещё ближе к морю, также занятый оставшимся с советских времён санаторием, находится пансион Н. К. Александрова-Дольника - самая крупная постройка дореволюционного Симеиза. Но когда проходишь по тихой улочке мимо главного входа в него, здание кажется совсем камерным. С дорогой пансион соединён с помощью навесного мостика и мраморной лестницы внутри здания ведущей на 1-й этаж. Само здание стоит на крутом горном склоне и многочисленными колоннами, полуколоннами, аркадами окон, каскадами лестниц уходит к морю.



Традиционно самый впечатляющий фасад - южный, морской: три яруса просторных лоджий, открытые террасы второго этажа, широкие лестницы спускаются с террас в парк. У архитектора Я.П. Семенова, построившего пансион Александрова-Дольник в 1913 г., получился такой Ливадийский дворец в миниатюре с использованием элементов неоренессанса.




Есть в Симеизе и дача в ампирном вкусе - вилла "Белый лебедь". Правда, архитектура должна была наполнять смылом первое название этого места. Изначально дача так и называлась - "Ампир". А "Белый лебедь" появился позже. Характерной чертой крымской неоклассики, как можно заметить, были открытые лоджии, галереи и террасы, чтобы курортники могли в полной мере наслаждаться целебным морским воздухом. В "Белом лебеде", построенном в 1915 г., открытые лоджии и стилизация под ампир (с тяжеловесными баллюстрадами, характерным цветовым решением, колоннами ионического ордера) делают здание похожим на торговые ряды (сразу вспоминается Гостиный двор в Петербурге). Эффект усиливают кадуцеи, украшающие два боковых ризалита здания, ведь кадуцей - символ бога торговли Гермеса-Меркурия.



фото с jalita.com
Вот такое разнообразие только в "классическом сегменте" дореволюционной архитектуры Симеиза - тут и неогрек, и неоренессанс, и ампир.
Впереди - краткое знакомство с восточными и романтическими мотивами.

krasnov, simeiz, crimea, neoclassicism

Previous post Next post
Up