Как известно, московская Тверская улица радикально изменила свой облик во второй половине 1930-х гг. Вернее, ей его изменили. Типично московскую уютную улицу с разновременной застройкой советские архитекторы превратили в широкую автомагистраль с посредственными многоэтажными домами. По чётной стороне улицы остались, однако, некоторые напоминания о досталинской Тверской - это доходный дом Бахрушина, Елисеевский гастроном, бывшая гостиница "Центральная", от которой жив лишь фасад, гостиница "Дрезден", не разрушенная, но скрытая внутри корпуса дома № 6. В этот список памятников досталинской - или иначе говоря, "догорьковской" - Тверской входит и не видимый теперь с улицы дом № 6, строение 6, бывшее Саввинское подворье.
Тверская улица до революции (1908 г.). Здание Саввинского подворья возвышается справа
Когда-то дом выходил на красную линию Тверской, а теперь скрыт в тесном дворе за ширмой дома № 6.
Впрочем, большая удача, что этот дом до нас вообще уцелел. В своё время, в 1938 г., он был передвинут на своё нынешнее местоположение.
Саввинское подворье до и после передвижки (1938 г.)
Объём здания, масса и "крайне ажурная конструкция" сделали Саввинское подворье идеальным кандидатом для демонстрации советских умений в области передвижки домов без отселения жителей.
Сама операция началась ночью 4 марта 1938 г. До этого стены здания были срезаны на уровне пола подвала. По линии среза они были усилены заведенными и забетонированными в кладку парными рандбалками. Рандбалки подхватывались поперечными двутаврами, передающих нагрузку от стен а ходовые балки. Ходовые балки располагались попарно над 34 путями.
Между ходовыми балками и рельсами укладывались стальные катки диаметром 140 мм. Их было уложено 2000 штук. Движущую силу дом получал от двух электролебёдок грузоподъемностью по 15 тонн каждая. Через систему
полиспастов, заряженных тросами, прикремленных с одной стороны по всему фронту к зданию, а с другой - за концы рельсового пути, параллельно дну котлована, дом получал поступательное движение. Скорость передвижки составляла 8 м/час при работе двух лебёдок и 4 м/час при работе одной.
Переброска катков, выходящих из-под ходовых балок к переднему фасаду здания, производилась при помощи специальных тележек, пропускаемых под зданием.
На новом месте расположения Саввинского подворья специальных фундаментов решено было не делать. Это стало возможным по нескольким причинам: дом передвигался вместе со своим подвалом; грунт на новом месте представлял из себя материк, к тому же, по этому грунту делалась подготовка из кирпичного щебня слоем толщиной 25-30 см, которая потом зацементировалась.
Четырехэтажное многотонное жилое здание было за одну ночь передвинуто вглубь квартала на 50 метров. Все инженерные коммуникации работали, т.к. были присоединены к дому с помощью гибких временных связей. Здание Саввинского подворья передвигалось очень медленно и плавно, и, говорят, многие жильцы узнали об этом путешествии лишь утром.
Подробнее про всю эту затею писали советские журналы:
Гендель Э. Передвижка и надстройка зданий // Архитектура СССР. 1938. № 5
Козловский А. Организация строительных работ по ул. Горького // Архитектура СССР. 1938. № 4