Перспективный портал в модерне и ар деко.

Jan 17, 2012 15:06

Те, кто был в Нижнем Новгороде, знают, какая там замечательная архитектура модерна. Ей даже целая книга посвящена.
Но я думаю немногие замечали вот этот своеобразный памятник.



Комплекс зданий купца Я.Е. Башкирова, 1902-1905 гг.
Строение это имеет в плане форму креста и перекрыто полуциркульными сводами. С улицы главный фасад не виден - туда выходит торец здания, который выделяют элиптичные округлые линии, которые подчёркивают абрис покрытия.
Однако самый запоминающийся элемент композиции - это въедной портал (на фото). Он выполнен в виде перспективной аркады (убывающих по размеру арок) с крупными выгнутыми лепестками, которые напоминают ракушку, распространённый мотив как архитектуры Нового времени (например, в барокко и рококо), так и гораздо более архаичной архитектуры Востока (например, синагога в Хоразине).
Сама идея перспективного портала позаимствована у европейской средневековой архитектуры. Ещё в романском стиле входы соборов приобрели оформление в виде расположенных одна за другой и уменьшающихся арок, опирающихся на пристенные колонны (вот тут всякие красоты на эту тему). После этого они географически перекочевали в русскую архитектуру, а хронологически - в готику.
В ХХ веке перспективный портал из модерна переместился в ар деко.
Вот, например, он украшает небоскрёб американской компании Shell в Сан-Франциско.



Shell Building, 1930
Ракушечный мотив там тоже присутствует в обязательном порядке, ведь shell по-анлийски значит "раковина".
Убывающая аркада - основа интерьера Радио-сити в Нью Йорке. Как было принято в архитектуре ар деко, она выполняет и декоративные, и структурные функции. Благодаря аркаде создается ощущение глубины и масштабности.



Radio City Music Hall, 1932
В советском ар деко перпективная аркада была использована Николаем Ладовским, чтобы также подчеркнуть ощущение глубины. Ладовский сделал ее основой композиции в наземном павильоне станции метро "Красные ворота".



По мысли автора, такой портал показывает тоннель метро в перспективе и тем самым подготавливает посетителя к поездке на подземке.
Наземный вестибюль "Красных ворот" архитектурно перекликается с расположенным на другом конце Мясницкой улицы вестибюлем станции "Лубянка", построенным Д.Фридманом и И.Ловейко в том же 1935 году.



"Эффект ракушки" здесь достигается за счёт выгнутого раструба наподобие того, какой был выполнен в нижегородском здании, с которого мы начали.
В следующий раз - о прямоугольном портале.

art_nouveau, nn, moscow, metro, fridman, art_deco, ladovsky

Previous post Next post
Up