1. Предыстория Архангельского
2. Дворец и партерный парк
3. Последние владельцы Архангельского и церковь-усыпальница.
4. В наши дни
Предыстория: церковь Михаила Архангела
Подмосковная усадьба Архангельское начиналась с маленькой церковки на высоком берегу Москва-реки. Во второй половине XVII века усадьба принадлежала Одоевским, потом Голицыным и в 1810 году её купил Юсупов. Церковь Михаила Архангела, очевидно, и является той отправной точкой, которая дала название всей будущей усадьбе - Архангельское.
Церковь Михаила Архангела, XVII в.
Вид церковки с западной стороны
Тенистая аллея, ведущая к воротам церкви
Церковь Михаила Архангела построена в 60-х годах XVII века, и после реставрации представляет собой отличный пример древнерусской архитектуры. В1820-х годах сооружена монументальная арка и проложена аллея, которая ведет к церкви. Тогда же вокруг церкви была построена весьма живописная ограда с башенками по углам, придающая всей композиции образ небольшого монастыря. В огромном ансамбле зданий и садово-парковых сооружений эти небольшие постройки можно найти, только зная их расположение.
Дворец и партерный парк
Но основные красоты в Архангельском начали строить значительно позднее, где-то в 1780-х гг. и закончено создание архитектурного комплекса в 1830-х годах.
Вид главного здания сквозь арку с воротами - въезд в парадный двор
Парадный двор усадьбы Архангельское
Дворец усадьбы Архангельское двумя мощными колоннадами охватывает парадный двор, объединяя его со стоящими впереди него флигелями. Окруженный колоннами, этот большой двор похож на огромный зал под открытым небом. Дворец выстроен в классическом стиле второй половины XVIII века. Поставленный на центральной оси усадьбы, он связан в единую композицию с регулярным парком. От южного фасада дворца к партеру спускаются две террасы, они ограждены мраморными балюстрадами и украшены большим количеством ваз, статуй и бюстов, изображающих античных героев, полководцев и философов. Огромное значение имеет подпорная стенка нижней террасы, протянувшаяся на 150 метров. Скульптурная лестница нижней террасы подводит к огромному партеру, обрамленному деревьями.
В последующие годы XIX в. ансамбль пополнился еще рядом сооружений. В бурном ХХ веке наполнение Архангельского было продолжено. Накануне первой мировой войны была построена церковь-усыпальница в парке. В 1937 году на месте оранжерей возведены два четырехэтажных здания санатория. Зная эти даты, становится понятно, что в ансамбле Архангельского отразились вкусы разных эпох. Но большинство посетителей не знакомо с этой длинной историей, и воспринимает Архангельское как единый ансамбль. Все здания с колоннами, много скульптур, много зелени и в конце прогулки можно спуститься на берег Москва-реки и пройти вдоль низкого берега её старицы.
Внутренняя планировка дворца - это отдельный разговор, отдельная тема. Даже само количество залов, а их шестнадцать, говорит о масштабе дворца. А по своему убранству и по своим украшениям дворец в Архангельском всегда был скорее музеем, чем помещичьим домом.
Интерьер овального зала, расположенного в центральной части дворца
с выходом на террасу партера
И вот просто классическая фотография - вид с окружающей двор колоннады на главный вход во дворец.
Южный фасад дворца ориентирован на террасы и партер. В центре дома полукруглый выступ с колоннами,
за которым расположен тот самый овальный зал
Положив в основу проект французского архитектора Ш. де Герна, безвестные русские мастера возвели в Архангельском прекрасный дворец с парадным двором, окруженным белокаменной колоннадой. Дворец вместе с окружающим его парком составляет единый и на редкость гармоничный ансамбль. Особое впечатление парк с его террасами и множеством скульптур производит в яркие солнечные дни.
Один из самых эффектных видов Архангельского - подпорная стенка, система лестниц и целая симфония скульптур. В этом месте всегда много туристов, которые с удовольствием фотографируются на фоне скульптур.
Одна из многочисленных скульптур -
"И целомудренно и смело ..... цветет божественное тело неувядающей красой!"
Общий вид дворца и террасы со стороны партерного парка
На этом я заканчиваю рассказ о самом главном и самом красивом в Архангельском - то есть о его дворце и парке. Дворцу посвящены десятки и сотни книг и альбомов, и в сегодняшнем простом репортаже мне не хочется составлять им конкуренцию.
Последние владельцы Архангельского и церковь-усыпальница
Не очень часто, но довольно регулярно бывая в Архангельском, я всегда с некоторым недоумением смотрел на непонятную церковь с колоннадой, по общей композиции напоминающей Казанский собор в Питере. Когда я копнул историю, то был несказанно удивлен, что построено оно в начале ХХ века. Но здесь мне придется хотя бы в общих чертах рассказать детали.
Клан Юсуповых всегда отличался богатством. В 1900 г. стоимость их имений, дач и домов составляла более 20 млн руб., у них были дома в Петербурге и Москве, кроме того были фабрики, сахарный завод и рудник. Юсуповым принадлежало 23 имения, в том числе Архангельское. Богатство было огромное, а вот счастья в семье не было.
Церковь - усыпальница в Архангельском
В Архангельском среди крестьян. На заднем плане Феликс Юсупов. Семья Юсуповых на лестнице парка.
Две фотографии из «мемуаров» Ф. Юсупова
У последних владельцев Юсуповых было два взрослых сына, Николай и Феликс. Распущенная и разгульная золотая молодежь. И со старшим из братьев история получилась весьма некрасивая, капризное желание Николая жениться на случайной девушке был отвергнуто родителями, девушка стала женой офицера. Но домогательства привыкшего к вседозволенности молодого человека теперь уже к жене гвардейского офицера, привели к дуэли. И Николай, старший сын четы Юсуповых - наследник всех этих несметных богатств, был убит на дуэли в 1908 году.
Младший сын, Феликс, в 1914 году женился на княжне из рода Романовых, а в самом конце 1916 г. прославился на всю страну убийством Распутина. После Октябрьской революции Феликс уехал с семьёй в Крым, откуда на борту английского линкора перебрался в Лондон. На средства, вырученные от продажи фамильных драгоценностей, Юсуповы купили дом в Булонском лесу. Князь Феликс написал интересные мемуары, и до самой смерти в 1967 г. проживал в Париже.
Сразу после смерти Николая, родители увековечили память о своем блудном сыне постройкой в Архангельском храма - усыпальницы. Проект в духе неоклассицизма выполнил в 1909 г. архитектор Р.И.Клейн. Постройка была закончена в 1913 году, затем выполнены росписи. Мне кажется, что выполненное с таким размахом сооружение было задумано Юсуповыми и как фамильная усыпальница. В наши дни это странное сооружение получило как бы вторую жизнь, но уже под именем «Колоннада».
Вид на центральную часть здания с колоннады
Интерьер верхнего зала церкви-усыпальницы
Сегодняшний читатель удивится, узнав о существовании понятия «дуэль» в ХХ веке, накануне первой мировой войны. Да, правящая верхушка Российского общества продолжала, очевидно, жить понятиями века минувшего. И очень скоро она поплатится за свое безделье, свой гонор, свое аристократическое презрение к окружающим. И утихомириться под сводами фамильной усыпальницы Юсуповым уже не довелось.
Конец истории.
Из мемуаров Феликса Юсупова: «Идучи однажды с прогулки, поднимался я по лестнице ко дворцу и на последней террасе остановился и огляделся. Бескрайний парк со статуями и грабовыми аллеями. Дворец с бесценными сокровищами. И когда-нибудь они будут моими. А ведь это только малая толика всего уготованного мне судьбой богатства. Я - один из самых богатых людей России! Эта мысль опьяняла …..
Но что, если война или революция разорит меня?»
В 1906 году начала работу первая Государственная Дума. И одним из первых был поставлен вопрос о национализации всех крупных землевладений и бесплатной раздаче земли крестьянам. Вот если бы к голосу народа тогда прислушались, то за несколько лет Россия покрылась бы миллионами крестьянских хозяйств. А крестьянин-собственник на своей земле и революция - понятия не совместимые….. Но Николаевский режим на такой поступок не мог решиться. И вскоре пришли «комиссары в пыльных шлемах» - и национализация все-таки состоялась.
В наши дни
После Великой Октябрьской революции усадьба стала народным достоянием. Сегодня музеи Архангельского поражают воображение своими превосходными коллекциями произведений искусства. В 1937 году на месте старых оранжерей были возведены корпуса санатория. Оба корпуса построены на основе классических традиций, и весьма тактично дополняют общий ансамбль главного партера.
Партер усадьбы Архангельское. Вид в сторону корпусов санатория
Решенные в классической ордерной архитектуре, корпуса санатория настолько «вписались» в общую картину усадьбы и парка, что сегодняшний посетитель вряд ли и отличит одно от другого
Общая панорама со стороны центральной площадки между санаторными корпусами
И пройдя весь огромный путь от церквушки до дворца, потом до усыпальницы, и уж затем до санаторных корпусов - я не удержался, и спустился вниз к Москва-реке. Тишина и покой окружили меня, и я долго отдыхал на лавочке на самом берегу.
На берегу Москва-реки в Архангельском
И вот о чем я подумал. Как хорошо, что в наши дни всеми богатствами Архангельского владеют не наследники Юсуповых, этих лощеных демонов ……..
А мы с вами!
В наши дни каждый посетитель усадьбы может гулять по парку, сколь душе его угодно, заходить в музеи, фотографировать, отдыхать на лавочках, закусывать дымящимся шашлыком на веранде ресторана, и даже сидеть с удочкой на берегу Москва-реки. А рыба здесь ловится, я сам видел .............. :)
Литература и фотографии:
Все фотографии выполнены автором в октябре 2014 и в июле 2015 гг.
Исторические фото - из мемуаров Ф. Юсупова
1. Н.Я. Тихомиров. Архитектура подмосковных усадеб. - М.: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1955 г.
2. Князь Феликс Юсупов. Мемуары. 1953 г.
3. Интересный сайт по данной теме -
http://www.liveinternet.ru/users/4211284/post213649175/