Часть 2.
Часослов. Внедрение католической и православной (РКЦ и РПЦ) Пасхалий.
В предыдущей работе мы говорили о пасхалиях и календарях. Немного ознакомились с традиционным, официальным подходом, который основан на утверждениях, что современная календарная система (юлианский календарь) возникла более двух тысяч лет назад и существовала в неизменном виде до наших дней.
Однако, технология получения и сохранения астрономических знаний на протяжении тысяч лет сторонников этого подхода мало волнует, несмотря на неразрешимые противоречия между декларируемой древностью Христа, сотворением мира и временем появления научно-технического инструментария для осуществления хронологических расчетов (наличие цифр и бумаги, астрономических приборов для наблюдений и т.д.).
Определим основные моменты традиционного подхода.
1) Считается, что факт повторения фаз Луны в одни и те же дни недели и числа месяца каждые 532 года был известен Метону (19 летний метонов цикл) ещё до РХ. Недельный счет дней, разбивка года на месяцы возникли задолго до страстей господних.
2) Пасхалии РПЦ и РКЦ с 324 до 1582 от РХ рассчитывались по одним правилам. При этом использовалась длительность года 365,25 суток. В пасхалиях XVI века дата весеннего равноденствия принималась 21 марта (как в IV веке), не считаясь с тем, что из-за сдвига точки весеннего равноденствия (ТВР) реальное равноденствие приходилось уже на 11 марта.
3) После григорианской реформы 1582 года самая ранняя пасха переместилась на 22 марта (в датах нового стиля) и появление в пасхалиях РКЦ Пасх ранее 21 марта (в датах старого стиля) никак не объясняется.
4) РПЦ григорианскую реформу не признала. Все календарные даты оставались в старом стиле вплоть до 1918 РХ. Поэтому расчет пасхалий в датах старого стиля по неизменным правилам (в течение 1300 лет) приводил к игнорированию в пасхалиях фактического равноденствия 11 марта и появлению неустранимого расхождения между реальным и церковным равноденственным полнолунием.
На самом деле, хронология начинает свое развитие в 16 веке, в эпоху географических открытий. В это время были составлены первые единые правила пасхалий и разработаны основные церковные догматы христианства.
Из-за отсутствия единых правил, ранние пасхальные даты сильно различались. Еврейская пасха отмечалась после 14 марта вне связи с недельным счетом дней. Первые христианские общины также не связывали пасхи с воскресеньем и добавляли различное число дней к равноденственному полнолунию.
По мере накопления астрономических данных и совершенствования математического аппарата были разработаны эры Сотворения Мира и Рождества Христова, выработаны единые правила расчетов пасхалий и определены даты исторических событий (в том числе расписание пасх, начиная с IV века).
В настоящей работе представлен иной, новый взгляд на последовательность разработки и внедрения как католической, так и православной пасхалии.
В 50-е годы XVIII в. рязанский архиепископ Симон, будучи в Новгородской семинарии преподавателем латинского языка в классах грамматики, интересовался пасхальной хронологией и в особенности Ручной Пасхалией, которую он «слыхал и несколько на чертежах видел.., но не понимал, да и рассказать было некому, ибо знающих было весьма мало, да они же из простых людей, а ежели что-нибудь и знали, то скрывали свое знание».
В 1771 г. Симон опубликовал Старообрядческую Ручную Пасхалию под заглавием «Ручная выкладка Пасхалии».
Старообрядческая Ручная Пасхалия, опубликованная Симоном, представляла собой две различные линии вычислений. Лунные пасхальные термины на правой руке и солнечные на левой соединялись через исправную букву, что позволяло установить дату Пасхи и даты всех передвижных праздников и постов. Автором была предложена табличная методика расчета дней Пасхи, основанная исключительно на ручном старообрядческом пальцевом счете конца XVII века, которая позволяла осуществлять расчет Пасхалий непосредственно в годах от Сотворения Мира без запоминания сложных мнемонических правил расположения букв на пальцах.
Сопоставление результатов расчета Пасхалий по руке «Дамаскина» и по церковному календарю показало, что полного совпадения дат Пасхи в диапазоне 1447-1583 не было ни в одном лунном цикле. Наименьшее число расхождений приходится на период 1524-1541, при этом в ряде случаев старообрядческая Пасха опережала традиционную Пасху на одну неделю.
В другой работе автора была представлена принципиально новая трактовка образования средневековых пасхалий РКЦ, РПЦ и иудеев, что позволило с качественно новых позиций подойти к установлению более точного времени разработки православных пасхалий, а также выявить соответствие между пасхальными календарями Руси и Европы до и после григорианской реформы.
Интересен в этой работе факт принятия русской православной церковью католической пасхалии, которая была разработана РКЦ после григорианской реформы календаря в 1582 году (по мнению автора - не ранее 1666 РХ), связанной с переносом равноденствия с 11 марта на 21 марта.
Ведь еще в 1659 году при описании библейских событий в Европе использовались круги Луны и Солнца, а также индикты соответствующие эре Скалигера, а не эрам сотворения мира или РХ.
На основе анализа лунотечений и церковных праздников для 1409-1451г. от РХ древнерусского «Часослова» показано, что эта работа написана на основании расчетных, а не регулярно наблюдаемых фаз Луны.
Из расписания церковных праздников следует, что даты христианской пасхи Часослова полностью соответствуют современным представлениям, однако даты еврейской пасхи отстают от современных на 2-3 дня, а день недели Рождества Христова в високосный год не соответствует современному.
Сделан вывод, что Часослов написан не ранее середины 17 века после григорианской реформы для обоснования реальности существования в 1409-1451 РХ церковных праздников, эквивалентных современным по методам расчета.
Автором было выделено несколько ключевых моментов для привязки времени создания древнерусских манускриптов к основным хронологическим событиям средневековья.
1. Наличие самой ранней пасхи 22 марта свидетельствует о времени написания манускрипта после григорианской реформы календаря. Согласно традиционной датировке это произошло в 1582 г, а по исследованиям автора - не ранее 1666 г.
2. Присутствие кругов Луны и Солнца, а также индиктов, соответствующих дате Сотворения Мира в 4713 году до Рождества Христова, свидетельствует о времени создания документа после выхода работ Скалигера в 1583-1627 РХ.
3. Сочетание кругов Луны и Солнца, а также индиктов, соответствующих дате Сотворения Мира в 5508 году до Рождества Христова, означает время создания документа после выхода работы Петавиуса в 1662 РХ.
4. Представление дат арабскими цифрами свидетельствует о создании манускрипта не ранее первой половины 17 века.
Было установлено, что христианские пасхальные дни Часослова полностью соответствуют современному расписанию, в то время как дни недели Рождества Христова в високосные годы не соответствуют современным, что свидетельствует о компиляции текста из источников с разными способами определения високосных лет.
Кроме того, расписание полнолуний и новолуний принципиально отличается от такового, принятого в настоящее время.
Выявлено, что еврейская пасха наступала на 2-3 дня позднее дат, получаемых современными расчетами.
Сохранение купированной части текста Часослова, а также начало отсчета церковных событий с 17 круга Луны, позволило установить, что таблица подвижных и неподвижных церковных праздников начиналась с 6917 СМ (1409 РХ), для которого круги Луны и Солнца равны единице, а индикт равен двум. В это время в центральной Руси равноденствие приходилось на 12 марта 5:05 местного времени, а равноденственное полнолуние - на воскресенье 31 марта 10:58 и согласно современным данным в 1409 РХ еврейская пасха отмечалась 31 марта, а христианская - 7 апреля.
В настоящей работе продолжены исследования принципов становления древнерусских пасхальных расчетов на основе изучения Часослова.
Особая значимость данного манускрипта заключается в том, что фазы Луны приведены с указанием часа (дня или ночи) начиная с 6933СМ . Именно эта особенность позволяет осуществить детальный анализ хронологических принципов составления русских средневековых лунотечений и пасхалий.
ЧАСОСЛОВ Часослов, датируется началом ХV века, в четверть, 357 листов.
В комментарии к электронной версии часослова сообщается следующее.
л. 1. Часословець, имеяй нощную и дневную службу, по уставу иже в Иерусалиме лавры св. отца нашего Савы. На утреници положен (л. 58 об.) покаянный канон, перемешанный со стихами Песней библейских под заглавием: Творенье св. Кирилла, канон по вся дни кь Господу Богу. Напечатан в Истории русс. церкви преосвящ. Макария т. III. Первый тропарь читается так: Моисиову поминающе, душе моа, десницю, бежи грехолюбиваго Егупта и разумьнаго Фараона отверзися работы, да крестную приимши палицю, и страстное преидеши море, смирением въпиющи: Господеви поемь. - На павечерници великой (л. 134 об.) канон пресв. Богородице (Параклисис).
л. 348 Пасхалия, начин. в лето 6933 (1425). После 6935 года сказано: Блюдися, блюди известно и разумно; братия, зде нужа, зде скръбь, зде печаль. В средине пасхалии написана лития бденная.
В Часослове, датированном началом ХV века, на л. 337-347 приведены расписания новолуний и полнолуний для значений кругов Луны от А=1 до ФI=19.
В работе автором подробно исследованы лунотечения и расписание церковных праздников Часослова, охватывающего интервал 1409 -1473 РХ.
На л. 347-348 частично удалён текст и оставшаяся часть замазана темной краской, через которую часть текста проступает.
На л. 348-351 приведены расписания пасхалий и других церковных праздников в интервале 6933 - 6950 СМ, что при коэффициенте перевода 5508 соответствует 1425 - 1442 РХ.
Со второй части л. 352 и до л.355 приведено расписание церковных праздников для 6952 - 6960 СМ (1444 - 1452 РХ).
Со второй половины л. 355- 357 текст замазан.
В Часослове приведены расписания новолуний и полнолуний, значения кругов Луны и Солнца, индикты, основания (фемелии), дней недели Рождества Христова (24 декабря).
Анализ листов 336- 357 Часослова показал, что самое большое значение дневных часов, упоминаемых в Часослове, составляет 15 (июль 10 круга), а самое большое количество ночных часов - 15 (ноябрь 18 круга), что свидетельствуют об использовании в момент написания манускрипта «равных» часов. Для перевода равных часов использовалась работа, в которой сутки делились на 24 равных по длительности промежутка времени с той разницей, что дневные и ночные часы считались по отдельности, а точками отсчета оставались моменты восхода и захода Солнца. Для широты С-Петербурга (Белоозёрский монастырь) длительность дневных часов в декабре составляет 6 часов и длительность ночных часов в июне - 6 часов.
В лунном расписании Часослова присутствуют ошибки двух видов:
- явные, которые могут быть легко исправлены (например, в июле 5 круга Луны разность дат между новолунием и полнолунием менее 14 или более 15);
- явные, но однозначного исправления провести нельзя (например, для 1-го круга Луны приведено значение 9 и 8 дневных часов).
Кроме того, в обозначении времени новолуний и полнолуний могут присутствовать не выявляемые описки.
Наибольшее число несоответствий длительности ночных и дневных часов приходится на февраль и октябрь.
При отклонении в длительности ночных или дневных часов от допустимого в каждом месяце на один час, коррекция данных не проводилась.
Расписание полнолуний Часослова Таблица 1.
После исправления явных ошибок и перевода равных часов в современное представление осуществлено сравнение полнолуний Часослова с данными, приводимыми в современных астрономических таблицах НАСА.
На Рис.1 приведены фазы Луны Часослова с плавающим началом суток днём от 3:00 до 9:00, пересчитанные на современное начало суток в 24:00.
Рис. 1. Лунотечение Часослова в интервале 1409-1447 РХ.
Автором было установлено, что характер лунотечений принципиально отличается от сегодняшних представлений. Такое различие можно объяснить отсутствием регулярных астрономических наблюдений за фазами Луны и осуществление расчета временных параметров лунотечения на основании средней длительности лунного месяца по разности времени полнолуния на 1-ом и 19-ом круге Луны.
Средняя длительность лунного месяца Часослова 29дн12час42мин = 29,529167 суток - меньше, чем принято в настоящее время (29,5305888 сут). Такая длительность приводит к 4-х часовой ошибке времени наступления девятнадцатилетних полнолуний.
В Часослове приведен рисунок, на котором кроме букво-цифр ключа Пасхи, пронумерованы дни недели (красные чернила слева от таблицы), начиная от воскресенья (А) до субботы (З). Справа от рисунка присутствуют буквы РКЕ(?)=125, которые можно прочитать как 7125 СМ (1625 РХ). В свою очередь, в следующем 7126 СМ круг Луны и индикт равны 1, а круг Солнца равен 14.
126 = 7126 СМ (M = 1, S = 14, I = 1) = 1626 РХ.
Рис.2. Ключ пасхи.
На л. 239 для года 6936 СМ (1428 РХ) приведена дата пасхи 28 марта в то время как пасхалии дают дату 4 апреля.
На Рис.3 приведен лист Часослова с перечислением церковных праздников от 6933 СМ.
Рис.3. Церковные праздники Часослова с началом в 6933 СМ.
Следует отметить, что в эре Диоклетиана 1141 Д (6933 СМ) имеет золотое число 1. Поэтому купирование текста с 6917 СМ (1409 РХ) по 6933 СМ (1425 РХ) можно объяснить тем, что сохраненный текст начинается в 6933 СМ (круг Луны 17) именно для привязки к эре Диоклетиана, существовавшей в Европе до работ Дионисия (1667 РХ).
На основании изучения частичного перевода Часослова можно сделать следующие выводы.
1. Часослов является самой древней летописью, содержащей расписание церковных праздников с 1425 по 1452РХ.
2. Начало изложения церковных праздников с 17 круга луны (~Ƨ.Ц.ЛГ=6933СМ (1425РХ)) означает, что в купированных страницах содержится расписание церковных праздников с 6917СМ (1409РХ), для которого круги Луны и Солнца совпадают и равны 1.
3. Купирование текста для лет 6917 - 6933СМ (1409-1425РХ) означает, что расписание церковных праздников в эти годы отличалось от принятого в последующие годы.
4. Можно предположить, что купированный на последних листах текст содержал расписание церковных прздников с 6960 по 6973СМ (1452-1465РХ), что соответствует 7-19 кругу Луны.
5. Таким образом первоначально Часослов охватывал 57 лет (три 19-ти летних круга луны) с 6917СМ (1409РХ) по 6973СМ (1465РХ).
6. Использование названий месяцев юлианского календаря, и совпадение дней недели для Рождества Христова (24 декабря) и пасх с современными данными свидетельствует об эквивалентности хронологической системы Часослова 1425 и принятой в настоящее время.
7. Однодневный сдвиг для Рождества Христова в високосные годы свидетельствует о вставке високосного дня после рождества Христова, а не 29 февраля до него. Это свидетельствует о компиляции текста Часослова из двух других работ с различными способами образования високосов.
8. Пасхальные дни Часослова совпадают с днями, даваемыми современными пасхалиями. Однако для 6936СМ (1428РХ) приведена дата пасхи 28 марта, в то время как современные пасхалии дают 4 апреля. Для 1436РХ Пасха приходится на понедельник 2 апреля (современная дата 8 апреля).
9. Продолжительность лунного месяца, принятая в Часослове, составляет 29,529167 сут, вместо принятой в настоящее время длительности 29,5305888 суток. Это дает 4 часовое различие на момент окончания 19 летнего цикла.
10. Самая ранняя еврейская пасха (египеомфасха) приходится на пятницу (по современным данным вторник 18 марта 1432РХ). Начиная с 1446 года для еврейской пасхи вместо дней недели приводятся даты, которые на несколько дней отличаются от современных дат.
11. Наличие самой ранней пасхи РПЦ в Часослове 24 марта при наличии полнолуний после равноденствия 11 марта в 1427 (12 мар), 1432 (17 мар) - пасха 20 апреля, 1451 (17 мар) - пасха 25 апреля, означает, что данный текст написан после григорианской реформы и даты пасх заимствованы из пасхалий РКЦ. По мнению автора Часослов написан не ранее 1666 РХ.
12. Характер лунотечений разительно отличается от современных представлений, приведенных в таблицах НАСА. Это свидетельствует об отсутствии регулярных наблюдений за фазами Луны во второй половине 17 века.
13. С другой стороны, время полнолуний, приведенное в таблицах НАСА в районе 1428 РХ имеет явно выраженный излом. Это свидетельствует о стыковки в таблицах НАСА данных, полученных различными алгоритмами расчета.
14. В момент написания основного текста Часослова и его последующей правки (после григорианской реформы календаря в 1666 РХ) на Руси использовались «равные» часы с началом дневных часов от восхода солнца и ночных часов после заката.
Далее, в качестве анонса следующего исследования.
Из традиционной истории известно, что для христиан восточного обряда, в частности в Византии и на Руси, 7-я тысяча лет от «сотворения мира» заканчивалась в 7000-5508 = 1492 г. Конец ее был тревожным: в 1453 г. турками была захвачена столица восточного христианства - Константинополь.
Ожидание «конца мира» отразилось и в списках пасхалий. В частности, хотя в 1408 г. закончился 13-й великий индиктион (877 - 1408 гг.) - 532-летний круг пасхальных таблиц, ни в Греции ни на Руси никто не решался расписать таблицы дат пасхи на новое 532-летие, а ограничивались всего короткими списками по ... 1492 г. Из-за суеверия никто не решался «перешагнуть» в счете лет за 7-ю тысячу лет!
Наоборот, на последнем листе одной из таких пасхальных таблиц сделана такая приписка: «Зде страх, зде скорбь, зде беда велика в распятии Христове сии круг бысть, и се лето на конци явися, в ня же чаем всемирное твое пришествие о владыко...». Очевидно, речь идет о круге Солнца или Луны. Конечно, и в то время были здравомыслящие люди: на другом сохранившемся листе пасхалии никакого предсказания конца мира нет. Наоборот, писец спокойно отметил следующее: «Неции же глаголют - тогда же будет второе пришествие Господне; глаголет же святый Марко евангелист: о дни том и о часу никто же не весть...». Впрочем, и здесь таблица все же ограничена 7000-м = 1492-м годом, хотя 14-й индиктион начался в 1409 г. и его следовало продолжить по 1940 г.
Об отражении 1492 года в Пасхалиях и в частности о факте его синхронизации с «рукой Дамаскина» в следующей работе.
Источник. Г.И.Сердцев
ЛУНОТЕЧЕНИЯ В ДРЕВНЕРУССКИХ МАНУСКРИПТАХ АСТРОНОМИЧЕСКИЕ И ПАСХАЛЬНЫЕ РАСЧЕТЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ