Часть 5.
MUL.APIN и Астролябии.
Где точка отсчета?
Речь вновь пойдет о каталогах звезд и небесных светил.
Сегодня известны звездные каталоги, написанные клинописным шрифтом. Каталоги содержали списки созвездий, отдельных звезд и планет.
Вавилонская астрономия достигла больших успехов в календарной системе и астрономических наблюдениях, вавилонские астрономы даже могли предсказывать затмения. Вавилонские астрономы были жрецами, а сама астрономия использовалась для астрологии и календарных наблюдений.
Ещё до развития вавилонской астрономии, государства Шумера и Аккада, предшествовавшие Вавилонскому государству, достигли больших успехов в астрономии. Вавилоняне использовали эти достижения, как основу своей собственной астрономии.
До нас дошло большое число обработанных определенным образом глиняных табличек с астрономическими текстами.
Эти таблички долгое время оставались в земле (кстати, удивительным образом не разрушаясь и не привлекая к себе внимания). Их начали исследовать всего сто пятьдесят лет назад, а к расшифровке и детальному изучению сохранившихся на них текстов приступили не так давно. В результате расшифровок, выяснилось, что в Месопотамии существовала оригинальная система созвездий и что современная система созвездий, которую мы заимствовали у древних греков, многим ей обязана.
Открытие Зодиака как полосы созвездий, в пределах которой происходит движение Солнца, Луны и пяти планет - одно из наиболее выдающихся достижений древнемесопотамской астрономии.
Благодаря клинописным источникам (якобы III-II тыс. до н.э.) складывается довольно полная картина постепенного создания системы созвездий, покрывающей все небо, и открытия планет.
Как отмечают эксперты в шумеро-месопотамской астрономии, есть три текста, которые «характеризуют интерес к астрономии в Вавилоне ранее 500 г. до н.э., а также достигнутый в этот период уровень познания астрономических явлений» (цитировано из Rochberg, p. 1927).
Этими текстами являются:
- «Enuma Anu Enlil» («Энума Ану Энлиль», на русском языке - «Когда боги Ану и Энлиль…»;
- Таблички «Три Звезды В Каждом» (более известные, как «Астролябии»);
- «MUL.APIN» («Мул Апин» - «Звёздный Плуг» - «Звезда/созвездие Плуг»).
«Энума Ану Энлиль».
Астрологический свод
Энума Ану Энлиль содержит ценные астрономические наблюдения. Также астрономия была необходима для развития календарной системы, которая давала возможность отсчитывать время.
«Энума Ану Энлиль» представляет собой 68 глиняных табличек. Шесть табличек утрачены (или сильно расколоты) из-за особенностей археологии XIX в. Однако, по имеющимся данным удалось более или менее достоверно установить, какого рода информация содержалась в них
Первые 13 табличек рассматривают появления Луны в различные дни месяца и её гало. Четырнадцатая табличка содержит схему расчёта видимости Луны. Таблички с 15 по 22 посвящены лунным затмениям.
Таблички с 23 по 29 описывают предзнаменования по появлению Солнца, его окраске и соотношению с облаками.
Таблички 30-39 рассматривают солнечные затмения.
Таблички 40-49 посвящены погодным явлениям.
Последние таблички содержат описания предзнаменований, связанных со звёздами и планетами.
Каждая строка в «Энума Ану Энлиль» следует схеме: «Если на небе произошло событие А, на земле случится В», где в роли события A выступают лунные и солнечные затмения, вид светила в моменты его восходов и заходов, различные необычные явления вроде комет.
А предсказания касаются только царской семьи и страны в целом. Индивидуальные прогнозы в астрологии появятся только с рассветом традиции гороскопической астрологии.
Важную роль в предсказаниях «Энума Ану Энлиль» играют созвездия, однако зодиакальные созвездия в ранних версиях не выделены.
Положения Луны и планет относительно созвездий отмечаются только в поздних редакциях «Энума Ану Энлиль».
«Мул Апин».
Существовала особая символика, связанная с созвездиями и с небесными светилами.
Символы богов и священных предметов, имеющих астральное значение как фигуры созвездий, изображались нередко на печатях и пограничных камнях (
кудурру ).
Среди них встречаются символы зодиакальных созвездий, хорошо известные нам по более поздним источникам, - в частности, Водолей, Козерог и Стрелец. Так, самые ранние - это изображения Козерога на печатях.
Зодиак как полоса созвездий упоминается впервые явным образом в астрономическом компендиуме «Мул Апин».
MUL.APIN (Мул Апин) - сборник месопотамских клинописных табличек, компендиум астрономических знаний Междуречья. Название табличек происходит от названия первого созвездия - Плуг, сейчас ассоциируемого с созвездием Треугольника и частью созвездия Андромеды. Представляет исчерпывающее изложение астрономических знаний в период порядка VII в. до н.э. Они содержат разнообразную астрономическую информацию.
Мул Апин состоит из двух табличек.
Первая табличка начинается с перечисления неподвижных звёзд в соответствии с тремя «путями», описанными в «Астролябии». Приведены даты гелиакических восходов тридцати шести неподвижных звёзд или созвездий, двадцать четыре из которых «пересекаются» с тридцатью шестью звёздами из «Астролябии».
Во второй табличке изложение продолжается с описания пути Солнца, Луны и планет. Даны появления и исчезновения Венеры, Юпитера, Марса, Сатурна и Меркурия, а также обсуждаются ветра, солнечный год, видимость и фазы Луны, длительность дня (светлого времени суток) в особенные даты с точки зрения астрономии (согласно Rochberg, 1930).
Интересна часть сборника, касающаяся месопотамских созвездий.
MUL.APIN включает список, можно сказать, первый в истории каталог звезд и группировку их в созвездия.
Известен список звезд "на пути Луны". По существу - список вавилонских «протозодиакальных» созвездий, из которых в дальнейшим сформировался традиционный Зодиак.
В тексте сказано: «Божества, которые стоят на пути Луны, через области которых Луна в течение месяца проходит и которых она касается».
Далее перечисляются названия 17 созвездий: «Звезды, Бык Небес, Праведный Пастух Ану, Старик, Посох, Великие Близнецы, Краб, Лев, Борозда, Весы, Скорпион, Пабилсаг, Коза-Рыба, Великан, Хвост Ласточки, Ануниту и Наемник».
Некоторые из них легко узнаваемы как зодиакальные созвездия нашего времени: Близнецы, Лев, Весы, Скорпион сохранили свои названия без изменений.
Небесный Бык - это месопотамский прообраз Тельца, Краб - это Рак, Коза-Рыба - Козерог.
Horowitz, Wayne - Mesopotamian Cosmic Geography. MesCiv 8 1998
Неопределенность заключалась в том, что вавилонский «зодиак» состоит из 17 или 18 созвездий. Однако, «Хвост» и «Великая ласточка» были прочитаны, как одно созвездие «Хвост ласточки» (Рыбы), созвездий осталось 17.
Звезды "на путях" иногда объединены в группы, условные месопотамские созвездия, а иногда они одиночные. Пока нет возможности точно идентифицировать эти звезды, сопоставить их с реальными объектами и адекватно выделить созвездия. Тем не менее, историками астрономии предлагаются различные схемы древневосточного неба.
Здесь таблицы, в которых выделены совпадающие (пусть даже частично) в интерпретациях созвездия.
Таблицы включают интерпретации Шеферда Симпсона (The Mul Apin Tablets) и Ван-дер-Вардена. Нетрудно убедиться, что их область пересечения сравнительно узкая.
Особенно интересно, когда они совпадают или как-то схожи с классическими, греческими созвездиями. В этих случаях предполагались заимствования, но таких совпадений довольно мало, за исключением зодиакального пояса.
Звезды на "пути Луны" фактически представляют собой пояс месопотамского, позднее вавилонского Зодиака.
Среди них присутствуют все 12 созвездий знаков зодиака, известных сейчас. Большинство из них имеют имена, которые четко идентифицируются.
А некоторые достигли греческой астрономии с измененными именами.
Таким образом, «Борозда» превратилась в Дева, «Пабилсаг» - Стрелец, «Великий» - Водолей, «Хвост ласточки» - Рыбы.
«Аграрий» (Наемный рабочий ) был переосмыслен как Овен (!обратим особое внимание).
Несмотря на то, что созвездий на пути Луны - семнадцать и их сложно соотнести с традиционным двенадцатизнаковым Зодиаком, совпадение созвездий двух культур здесь большое.
Астрофизик Бредли Шефер считает, что из 48 классических созвездий (из каталога "Альмагест" Птолемея), известных грекам, 30 были заимствованы с востока и только 18 родных, греческих.
В таблице следующие, предположительно правильно идентифицированные созвездия.
«Три Звезды В Каждом» или «Астролябии»
Основным содержанием «Астролябий» является «фиксированный звёздный календарь, в котором указаны гелиакические восходы трёх неподвижных звёзд для каждого из двенадцати месяцев года» (Ibid., 1929.).
Именно поэтому «Астролябии» также называют «Три Звезды В Каждом».
Каждый месяц наблюдалось появление над горизонтом трёх неподвижных звёзд в определённое время незадолго до восхода Солнца. Для этих звёзд «были обозначены на небе три "пути" (kaskal - «путь, дорога»), названные в честь трёх великих богов:
Ану, Энлиль и Эа.
Эти пути были определены по отношению к восточному горизонту и представляли собой области небесной сферы, в которых можно было наблюдать восходы определённых звёзд с сезонной регулярностью (основное отличие звёзд от планет). Именно эта попытка определить положение звёзд на небе и описать их циклическое движение по небесной сфере и дала современное название этим табличкам - "Астролябии"» (Ibid., 1929).
Итак, на небе выделяются три "пути" месопотамских божеств, представленные на трех первых табличках: путь Энлиль, путь Ану и путь Эа.
- первый путь включает северные звезды (всего 33 звезды),
- второй путь - экваториальные (23 звезды) и, наконец,
- третий - южные (15 звезд).
Три "пути" представляют собой трехстороннее разделение небес:
- северное полушарие принадлежало Энлилю,
- экватор принадлежал Ану,
- южное полушарие принадлежало Энки (Эа).
Три последующие иллюстрации из W. Horowitz, Mesopotamian Cosmic Geography (Eisenbrauns, 1998).
Три «пути» на небе можно проиллюстрировать на примере пути Солнца в течение года:
Движение Солнца в соответствии с Мул Апин.
Mul-Apin II Gap A 1-6: перевод.
- От 1-го Адара до 30-го Ияра,
Солнце путешествует по Пути Ану; ветерок и тепло.
- От 1-го Сивана до 30-го числа Аб,
Солнце путешествует в Пути Энлиля; жатва и жара.
- От 1-го Элула до 30-го числа Арахсамну,
Солнца путешествует по Пути Ану; ветер и теплая погода.
- От 1-го Кислева до 30-го числа Шевата,
Солнце путешествует по Пути Еа; холодная погода.
Записано, что в пути Солнце проходит звездные периоды по 90 дней каждый.
Равноденствия и солнцестояния попадают на середины этих периодов, на 45-й день.
Солнце путешествует по Пути Ану за 45 дней до и после равноденствий;
Солнце путешествует по Пути Энлиля за 45 дней до и после летнего солнцестояния;
Солнце путешествует по Пути Еа в течение 45 дней до и после зимнго солнцестояния.
Движение Солнца через звездные пути Ану-Энлиль-Ану-Эа.
Границы были приблизительно на 17 градусах северной и южной широты, так что Солнце проводило по три последовательных месяца в каждом «пути».
Календарь Мул Апин, как и большинство текстов вавилонской астрологии, использует «идеальный» год, состоящий из 12 месяцев, каждый из которых был составлен из 30 дней.
В этом схематическом календаре равноденствия были установлены на 15-й день первого и седьмого месяцев, а солнцестояния - на 15-й день четвертого и десятого месяцев.
Схематический календарь.
Впервые математический Зодиак встречается в «Астралябиях» якобы около 450 года до н.э. Для обозначения частей математического Зодиака использовалась следующая система названий, записанных сокращенно:
Наемник, Звезды (иногда Небесный Бык), Близнецы (иногда Праведный Пастух Ану), Краб, Лев, Борозда, Весы, Скорпион, Пабилсаг, Коза-Рыба, Великан, Хвосты (!обратим внимание, что Овна среди них нет).
Зодиак делился на двенадцать частей не случайно. В этом отражалась структура месопотамского лунно-солнечного календаря, в котором обычный, не високосный год содержал ровно 12 лунных месяцев. Кроме того, месопотамские астрономы в своих расчетах использовали так называемый схематический календарь, состоявший из 12 месяцев по 30 дней каждый - временной аналог математического Зодиака.
Таким образом, в месопотамской астрономии в связи с Зодиаком сложилась следующая непростая ситуация: в наблюдательной астрономии использовалась система из 18 зодиакальных созвездий, согласно списку Мул Апин, в то время как в математической астрономии расчеты производились на основе 12-частной эклиптики, названия частей которой соответствовали созвездиям из того же списка.
«Астролябии» предназначались для фиксации соответствий «месяц - звезда», чтобы контролировать интеркаляции в лунно-солнечном календаре. Задержка восходов звезд относительно начала лунного месяца (месяц наступил, а гелиакические восходы звезд, связанных с ним, не наблюдались) могла свидетельствовать о необходимости вставки дополнительного месяца.
Самая ранняя и наиболее известная «астролябия» - это так называемая «Астролябия Б» (Astrolabe B), датируемая XII в. до н. э.
Здесь звездный каталог, в котором перечислены 36 звезд в виде трех списков по 12 звезд в каждом, относящихся соответственно к «путям Ану, Энлиля и Эа» (12 × 3) и список звезд по три на каждый месяц вавилонского календаря (3 × 12).
Одной из загадок «астролябий» является присутствие в них, помимо названий звезд, также названий планет в роли месячных звезд (чего быть не должно, поскольку планеты, в отличие от неподвижных звезд, восходят гелиакически в разные месяцы года).
Каталог из 36 звезд, по три на каждый месяц.
Обратите внимание, здесь красной звёздочкой обозначено то место, где упоминается Нубиру - звезда бога Мардука (MULNeberu dMarduk).
Глиф для «созвездия» или «звезды» в этих списках MUL ( 𒀯 ).
Плеяды называют как «звездное скопление» или «звезда звезд» в списках, написанных в MUL.MUL.
Особый интерес представляет вопрос о происхождении структуры и основных параметров месопотамской «эклиптики».
Почему шкала для определения положений Луны и планет по долготе была разделена на 12 равных частей, а каждая часть в свою очередь на 30 градусов?
Почему Овен был принят в качестве начального знака зодиака?
В настоящее время общепринятой считается следующая точка зрения.
«Эклиптика» - это пространственный аналог схематического календаря, который применялся в Месопотамии в административном управлении. Этот схематический календарь использовался в астрономических и астрологических текстах - в «Энума Ану Энлиль», «Астролябиях», MUL.APIN.
Повторим, что Схематический календарь состоял из 12 месяцев равной длины по 30 дней в каждом. Названия месяцев соответствовали названиям месяцев ниппурского лунно-солнечного календаря. Год имел постоянную длину 360 дней.
Между названиями знаков зодиака и месяцами схематического календаря было установлено взаимно-однозначное соответствие. Поэтому названия месяцев нередко использовались для обозначения знаков зодиака в селевкидских астрологических текстах. При этом месяцы могли обозначаться просто числами от I до XII.
Считается, что в середине I тыс. до н.э. в месяце нисану, первом месяце вавилонского календаря, Солнце находилось в Овне.
Это является, так сказать,
Так на каком же ОСНОВАНИИ?
Однако, насколько известно, такого рода наблюдения не проводились месопотамскими астрономами в тот период.
В целом вопрос о причинах выбора Овна в качестве начала «эклиптики» представляется более сложным.
Сначала стоит вспомнить, что в Мул Апине созвездие ОВЕН не указано!
Так намного позже интерпретировано созвездие «Наемник», он же «Аграрий» (Наемный работник, Фермерский работник) в зависимости от перевода. И далеко не всеми исследователями. Шеферд Симпсон провел аналогию «Агрария» с Персеем (см. таблицу выше).
Далее.
Месопотамский зодиак был фиксирован сидерически. Поскольку между месяцами схематического календаря и восходами звезд в «Астролябиях» было установлено соответствие, естественно было предположить, что первое зодиакальное созвездие должно восходить гелиакически в первый месяц года, т.е. в месяце нисану. Тот знак зодиака первый - который первым появляется в начале года.
Однако реальный вавилонский календарь был лунносолнечным, а не схематическим. Начало года в нем, отмечавшееся новолуниями, смещалось относительно сезонов, и, значит, изменялись созвездия, восходящие гелиакически в первый месяц года. Чтобы нейтрализовать это смещение, нерегулярно производили вставки дополнительных месяцев (интеркаляции), которые в среднем исправляли ситуацию.
Однако, в период между интеркаляциями в первый месяц года могли восходить разные созвездия - Рыбы, Овен или Близнецы. И, следовательно, начальная точка зодиака могла определяться по-разному.
Расхождения при определении начальной точки зодиака на самом деле встречаются в текстах. При этом необходимо отметить следующие три случая.
1. Первоначально созвездием начала года, т.е. таким созвездием, гелиакический восход которого наблюдался в нисану, считалось созвездие mul AŠ.GAN2 - «Поле» (ссылка).
Началом зодиака при этом должна была служить некоторая констелляция в Рыбах, а первым знаком зодиака, начинающим год, mul kun meš - «Хвосты».
Однако, примеров использования mul kun meš для обозначения первого знака зодиака мы не находим. Зато известны случаи, когда само созвездие mul AŠ.GAN2 «Поле» использовалось в качестве обозначения знака зодиака Рыбы. Это было возможно потому, что какая-то часть этого созвездия располагалась в пределах зодиакального пояса. [Куртик, 2007, с. 76]
Рыбы. KUN.ME Š / ZIB.ME, zib me; первое название соответствует (mul) KUN.MEŠ «Хвосты» в списке MUL.APIN, второе - псевдошумерограмма от акк. zibbatu «хвосты». Иногда употреблялось также mul AŠ.GAN2 «Поле» (четырехугольник Пегаса + некоторые звезды к югу от него); южная часть этого созвездия располагалась, вероятно, в зодиакальном поясе.
Ссылка. В «Астролябии Б» гелиакический восход созвездия Поле приходится на месяц нисану, первый месяц вавилонского календаря. В тексте сказано: «Поле -созвездие Нового года, идущее впереди звезд Эйи» (mul AŠ.GAN2 … mul sag.mu a-lik igi mul.meš šu-ut dE2-a). Аналогичное утверждение содержится в «Каталоге 30 звезд», самая ранняя копия которого датируетсz поссредневавилонским периодом, т.е. она современна «Астролябиям» [Oelsner-Horowitz, 1997-98, Еа 1].
В так называемом «Учебнике предсказателя» (известном по новоассирийским копиям) также предполагается, что восход созвездия «Поле» соответствует началу года. В нем сказано: «(Исследуй) совпадение начала года с (появлением) Поля» (mit-Cur-ti sag.mu ša2 mulAŠ.GAN2)[Oppenheim, 1974, p. 200: 59; Williams, 2002, p. 474].
Важным дополнительным неастрономическим аргументом в пользу соотнесения восхода созвездия «Поле» с началом года, был его статус звезды города Вавилона, культурной столицы всего Ближнего Востока, которая имела, конечно, особый статус в сознании месопотамских наблюдателей [Куртик, 2007,ст. а48, I-II].
2. Однако в MUL.APIN начало года определялось восходом созвездия mul lú DUN.GA2 «Наемник» (якобы = Овен), которое вообще не упоминалось в «Астролябиях». В MUL.APIN датой его восхода считается 1 нисану, и соответственно в MLC 1866 (i 14) это созвездие названо «звездой начала года» (MUL re-eš šat-ti) [Куртик, 2007, ст. h12].
Овен. DUN.GA2/DUN/LU2/LU; первые три обозначения происходят непосредственно от созвездия «Наемник» - mul lú DUN.GA2; LU - омофонная замена LU2, которая широко использовалась в дневниках наблюдений и эфемеридах в селевкидский период.
Текст WA 77824, включающий 15 созвездий из зодиакального пояса и датируемый нововавилонским периодом, начинается также с mul lú DUN.GA2. Во многих более поздних текстах, где порядок знаков имел хоть какое-либо значение, первым знаком зодиака всегда считался один из вариантов написания mul lú DUN.GA2.
3. В списке звезд «на пути Луны» в MUL.APIN, однако, на первом месте стоит созвездие MUL.MUL, «Звезды» (= Плеяды), в то время как созвездие mul lú DUN.GA2 занимает последнее место (см. таблицу выше). Этот удивительный факт не имеет, на наш взгляд, удовлетворительного объяснения (ссылка).
Единственное известное нам более или менее убедительное объяснение носит не астрономический, а филологический характер. Ранние списки звезд, никак не связанные ни с «Астролябиями», ни с зодиаком, начинаются всегда со знака mul (заголовок списка, означающий просто «звезда»), вслед за которым следует сочетание mul.mul «Звезды» (Плеяды). В лексических списках, одноязычных или двуязычных, mul.mul стоит на первом месте не потому, что это созвездие астрономически как-то выделено, считается первым, а потому что оно начинается со знака mul. Все лексические списки строились по единому принципу: слова, начинающиеся с одного знака, группировались в них вместе. Этот принцип, возможно, отразился и в начальной части списка «созвездий на пути Луны» из MUL.APIN. Созвездие MUL.MUL стоит в нем на первом месте, потому что оно традиционно ставилось на первом месте во многих лексических списках.
Телец. MUL 2 .MUL 2 /MUL 2 происходит от названия созвездия MUL.MUL «Звезды» (= Плеяды); встречаются сокращения GU 4 .AN/GU 4 от mul GU 4 .AN.NA «Небесный бык», однако намного реже.
Ссылка. Предложенное Б.Л. Ван дер Варденом «астрономическое объяснение» основано, на наш взгляд, на неверных посылках и потому не может быть принято. Ван дер Варден утверждает, что «древние списки Астролябий относили (звездную) конфигурацию MUL.MUL к первому месяцу нисану, и также в MUL.APIN предполагалось, что она должна восходить 20 нисану» [Waerden, 1952-1953, p. 221], что неверно. На самом деле и в «Астролябиях», и в MUL.APIN дата восхода MUL.MUL относилась ко второму месяцу вавилонского календаря, месяцу айяру (см. рисунок ниже).
Важнейшим следует считать вопрос о положении начала математического зодиака относительно неподвижных звезд. В статье 1958 г., посвященной определению нуль - пункта, точки отсчета месопотамской «эклиптики», П. Хубер показал, что для некоторых знаков зодиака даты перехода из одного знака в другой, предсказанные в «Альманахах», всегда совпадают с предсказанными датами соединений планет для того же года с одной из так называемых «нормальных звезд». Это возможно лишь в том случае, если «эклиптика» фиксирована относительно неподвижных звезд.
Было установлено также, что даты вхождения планет в знаки зодиака Близнецы, Рак и Водолей всегда совпадают в «Альманахах» с датами, когда планеты была «выше» или «ниже» «нормальных звезд» ζ Tauri, β Geminorum и δ Capricorni соответственно. Очевидно, эти звезды отмечали границы соответствующих знаков зодиака [Huber, 1958].
Недавно A. Джонс подтвердил эту закономерность на значительно большем материале наблюдений, взятом из «Дневников» [Jones, 2004, p. 500].
Таким образом, несомненно, месопотамская «эклиптика » была фиксирована относительно неподвижных звезд. В результате начальная точка «эклиптики» и границы знаков зодиака должны были смещаться относительно точек равноденствий и солнцестояний вследствие прецессии.
П. Хубер нашел, что разность между вавилонской долготой и современной для эпохи -100 составляла 4°22′. Нуль - пункт месопотамской «эклиптики», т.е. точка с долготой 0° Овна, находился при этом вблизи звезды η Piscium [Huber, 1958, S. 204-205]. Согласно его вычислениям, из всех «нормальных звезд» η Piscium ближе всего подходила к началу месопотамской «эклиптики» (к точке с долготой 0° Овна); для эпохи 100 г. до н.э. ее долгота = 357°38′, широта = +5°16′ [Huber, 1958, S. 205].
Проверим. 23 марта 100 г. до н.э. день весеннего равноденствия.
Солнце находится на стыке созвездий Рыбы и Овен - однако, по современным границам деления созвездий.
η Piscium - недалеко от Солнца.
η Piscium = η Pisces = η Рыбы - это звезда созвездия Рыбы.
Из вышеописанного, однако, не следует, что именно η Piscium считалась видимым сидерическим началом «эклиптики» в месопотамской астрономии.
Никаких явных подтверждений этому в текстах не содержится.
Неизвестно, связывали ли месопотамские астрономы вообще начало «эклиптики» с какой-либо звездой?!
Однако, вопреки всем доводам, «новое созвездие Овна» и ныне считается точкой отсчета «эклиптики»?!
В работе использованы материалы:
Куртик Г.Е. Введение «Эклиптики» в Месопотамской астрономии / 2013.
W. Horowit. Mesopotamian Cosmic Geography (Eisenbrauns, 1998).
Rochberg F. Horoscopy and Astronomy in Mesopotamian Culture / 2004/
Huber P. Ueber den Nillpunkt der bybilonischen Ekliptik / 1958/
И небольшой бонус от W. Horowit. Mesopotamian Cosmic Geography (Eisenbrauns, 1998).
Mul-Apin and the Ideal Astronomical Year
…Section 4 provides the number of days between heliacal risings of stars. Within this seetion, the length of time between one heliacal rising of miI kak .s i . s â 'The Arrow' and the next is 360 days (Mul-Apin I iii 35-47). The total of 360 days equals the length of the ideal astronomical year. Thus these two sections confirm that the ideal astronomical year lasted from Nisan to Adar and that the length of this year represented, in theory at least, one stellar eyele.
В переводе:
Мул-Апин и Идеальный астрономический год.
…В разделе 4 дается количество дней между восходящими звездами. Длительность между одним гелиакальным восходом miI kak. s i. s â «Стрела» и следующим - составляет 360 дней (Mul-Apin I iii 35-47). Общее количество 360 дней равно длине идеального астрономического года. Таким образом, эти два раздела подтверждают, что идеальный астрономический год длился от Нисана до Адара и что длина этого года представляла теоретически хотя бы один звездный глаз (цикл).
«Стрела» - miI kak. s i. s â - интерпретируется, как СИРИУС в Большом псе.
Теперь становится понятным, почему в Древнем Египте (после Шумера и Аккада) астрономический и календарный год начинался с Гелиакического восхода Сириуса!
Продолжение следует…