Истоки сталинского ампира

Feb 19, 2008 21:35

Два проекта, два архитектора. Проектам не суждено было реализоваться. Но обоих авторов, почти ровесников, ожидало большое будущее. Они не сгорели в огне революци и репрессий, а стали очень даже успешными советскими зодчими, столпами сталинского ар-деко и неокласицизма 1930-х. Имена известные - Иван Фомин (1872-1936) и Владимир Щуко (1878-1939 ( Read more... )

Щуко, города, бумажная архитектура, неоклассицизм, вокзалы, Фомин, Санкт-Петербург, проекты

Leave a comment

Comments 21

sergiusprimus February 19 2008, 19:42:30 UTC
Реальная лепота!!

Жаль, что подобное больше не строят(( А как красиво смотрелось бы...

Reply

ahir April 4 2015, 06:54:32 UTC
Если про лепоту, то в том конкурсе был ещё проект Лишневского. Он был староват для времени конкурса, модерн. Однако Лишневский является автором самого эффектного здания Петербурга - на углу Вознесенского/Садовой, "с башней". Разложите виды Питера перед австралийскими аборигенами - они все выберут его.
Проект Лишневского, получивший вторую премию, отличался изумительным скруглением и прекрасно сбалансированной композицией центрального фасада - в модерне. Лепоты там примерно на порядок больше.

Reply


igor_alla February 19 2008, 20:04:52 UTC
Формально вы правы, хотя и не вполне, но этим для простоты можно пренебречь.
Но вспомните сдвоенный ордер Фомина: он двигался в направлении пост-модернистского осмысления классики, где колонна или портик, как у Вентури или Луиса Кана - всего лишь знак, указание на колонну или портик. Сталинская архитектура не вырастает из тех проектов, которые вы показываете, она их неуклюже копирует, внося грандиозность, насмехаясь над самой идеей живой классики 900-х - 10-х годов.

Reply

av4 February 19 2008, 20:38:27 UTC
Все зависело от авторов - у кого-то неуклюже, а у кого-то очень даже на уровне. Другое дело, что это в значительной мере была реанимация принципов двадцатилетней давности, часто без учета "промежуточного" по времени опыта конструктивизма. Ну так эта реанимация была вызвана вполне конкретными историческими обстоятельствами. Хорошо еще, что у сталинского заказа оказались достаточно талантливые исполнители, вышедшие еще из дореволюционной школы и уже тогда ставшие крупными фигурами. Могло бы быть и хуже. Сталинский стиль в бОльшей степени вырастает из неоклассики начала века, хотя бы потому, что формально и образно принадлежит к классической ордерной линии. Но он также вырастает и из ар-деко, и отчасти из конструктивизма, как бы он сам его ни отрицал. Это очевидно в нестандартных для классики объемных композициях. Тот же Фомин известен своей постмодернистской концепцией "пролетарской классики". А его здание Совмина Украины в Киеве заставляет вспомнить одновременно и дореволюционные проекты вокзала с грубым рустом и гигантским ордером, и ( ... )

Reply

igor_alla February 19 2008, 20:53:48 UTC
Вы знаете, может быть, я придираюсь к словам, но мне не нравится слово "вырастает", оно предполагает органичность данного процесса; как если бы он был возможен при естественном развитии событий. Думаю из всех, лишь Жолтовский делал бы без Сталина в 30-х - 50-х то, что он в реальности делал, ну и не в таких масштабах конечно, да и едва ли у него нашлись бы заказчики.
Скажите, вы видите в каких-нибудь довоенных зданиях сталинского стиля элементы ар деко? Т.е. именно не пережитки конструктивизма, а элементы ар деко?

Reply

av4 February 19 2008, 21:07:19 UTC
Важность стилистических дефиниций не всегда стоит преувеличивать. Нам искусствоведам они кажутся существеннее, чем были на самом деле. Я не очень ввижу разницу между некоторыми пережитками конструктивизма и ар-деко. Это был единый котел идей, приемов, образов.
Вот этот собор Плечника в Праге, это что?

... )

Reply


periskop.su February 19 2008, 22:17:51 UTC
Огромное спасибо за проекты Николаевского вокзала, давно их искал.
А представляете, если бы и правда сломали здание Тона, как бы сейчас причитали? Собирались ведь в 1918 ломать... и Большой проспект ВО хотели пробить к Стрелке, сломав клинику Отта и все остальные исторические здания на пути. Мировая война помешала, а там и революция подоспела.

Reply

av4 February 19 2008, 22:30:58 UTC
Я бы о тоновском вокзале не жалел. На худой конец есть его московский клон. Да и не шедевр. Эти замыслы определенно круче.

Reply

periskop.su February 19 2008, 22:40:13 UTC
Он не совсем клон, если уж быть точным. Но то, что "не шедевр", спорить не буду - Витебский на порядок красивей, да и Балтийский интересней. Привыкли просто к нему.

Reply

alik2005 December 12 2009, 10:39:32 UTC
Замыслы, конечно, круче, да и лично мне как любителю классицизма нравятся. Но всё-таки 1) первая магистраль (не считая Варшаво--Венской магистрали и Царскосельской линии) представляет несомненную историческую ценность, 2) "клонированные" вокзалы -- тоже интересный замысел (особенно для первой магистрали).

(Сквозь смех.) А фоминские арочки в щипцах мы получили в Ладожском вокзале.

Reply


tenterro April 28 2008, 09:29:43 UTC
Восхитительно! Проект Щуко очень даже интересный получился.

Reply

av4 April 28 2008, 19:48:26 UTC
Да, неплохо. Построить бы где.

Reply


alik2005 January 5 2009, 07:46:19 UTC
В нижнем фасаде узнаётся Михайловский замок (колонны по бокам от антов, а не внутри и арка посередине).

Reply

av4 January 5 2009, 08:34:34 UTC
да, так и есть.

Reply


Leave a comment

Up