"Треугольная" церковь в Виноградове - подмосковной усадьбе А.И.Глебова

Jan 30, 2008 23:33



Еще кусочек из готовящегося переиздания книги "Москва усадебная" (М., 2005): http://testan.rusgor.ru/moscow/book/moscow_usad/mos_usad_oglavl.html
Дмитровское шоссе делит Виноградово на две части: в западной находится непосредственно усадьба и хозяйственные постройки, а в восточном главная достопримечательность Виноградова - выдающийся памятник зодчества - раннеклассицистический культовый ансамбль 1770-х гг., в формах которого ощущается преемственная связь с эстетикой барокко. Предпочтительнее сначала ознакомиться именно с ним, чтобы лишний раз не пересекать достаточно оживленное шоссе, идя по расположенной перпендикулярно ему дорожке, являющейся основной композиционной осью имения (на территории усадьбы она асфальтирована и называется Долгопрудной аллеей).





Доминантой ансамбля является монументальная кирпичная одноглавая церковь Владимирской иконы Божьей матери, сооруженная в 1772-1777 гг. Её нижняя двухсветная часть вписана в треугольник со скругленными углами, а на треугольном основании здания поставлен высокий ротондальный объем, увенчанный куполом и главкой на стройном деревянном трибуне с легкими сдвоенными колоннами. Необычный треугольный план здания иногда пытаются связать с масонской символикой, однако А.И.Глебов никогда не был масоном и поэтому не значится в словаре А.И.Серкова - самом крупном и авторитетном справочнике по этой проблематике. Идею треугольного в плане культового здания принесли в Россию французские архитектурные проекты, в частности у “знаменитого Неффоржа” - теоретика французского классицизма Жана-Франсуа Неффоржа есть треугольный в плане проект «храма Войны» (1757-1778 гг.). Однако церковь в Виноградове вряд ли восходит только к «храму Войны», ее объемная композиция решена совсем иначе.




Фрагменты
Нужно отметить, что треугольные в плане культовые здания известны в отечественной архитектурной практике; они редки, но не уникальны, например, несуществующая ныне церковь Георгия на Всполье на Малой Никитской улице в Москве (1777-1788 гг.) или колокольня при церкви Спасо-Преображения (1790-е гг.) в усадьбе князей Голицыных Зубриловка (ныне Пензенская область). Несколько более поздних треугольных в плане храмов уцелело на территориях Ивановской и Костромской областей. Не сохранилась подобная церковь в Ново-Таволжанке (Белгородский уезд Курской губернии), она также более поздняя (1815 г.). Церковь в Виноградове - самый ранний известный треугольный в плане культовый памятник.
Любопытно, что первоначально она планировалась совсем другой, двухэтажной и, скорее всего, совсем не треугольной. Это следует из указа Московской духовной консистории от 31 октября 1772 г., разрешающего постройку: «велеть в показанном селе Виноградове, вместо означенной ветхой, во имя Владимирския Пресвятыя Богородицы церкви, вновь верхнюю, во имя Владимирския Пресвятыя Богородицы, а нижнюю Николая Чудотворца, каменным зданием, по чину грекороссийскому, по подобию прочих святых церквей, алтарем на восток, на другом способном месте, под присмотром Духовного Правления, строить дозволить». Отсюда следует, что первоначальная идея подверглась весьма значительному корректированию, причем А.И.Глебов обошелся без придела Николая Чудотворца, который появился в церкви в Виноградове только почти пятьдесят лет спустя (он был необходим для того, что бы по праздникам и воскресеньям можно было служить по две обедни). Возможно, с использованием другого проекта связано участие в освящении церкви 10 сентября 1777 г. московского митрополита Платона (Левшина), присутствие которого, как бы одобряло постройку высшим церковным руководством. Думается, что совсем не соображения материального характера заставили А.И.Глебова поменять проект, т.к. рядом с церковью, помимо колокольни и дома причта были выстроены: богадельня и часовая башня, без которых культовый ансамбль вполне бы состоялся.
Вопрос об авторстве осуществленного проекта остается открытым. Смелые попытки разных исследователей приписать церковь в Виноградове знаменитым архитекторам В.И.Баженову или М.Ф.Казакову не имеют документального подтверждения, отражая лишь определенные этапы развития отечественного искусствоведения; напомним, что В.И.Баженов был «бумажным архитектором» и лично не занимался реализацией большинства своих проектов, что невдомек нашим краеведам. Благодаря портикам и многочисленным креповкам архитектура церкви пластична и нарядна, однако при великолепных пропорциях объемов, их деталировка носит несколько провинциальный характер, так интерколумнии во втором ярусе почемуто больше чем на портике, слишком широки простенки на ротонде, но мелковаты пропорции на трибуне, т.е. воплощение очень удачной композиционной идеи лишено точности, свойственной произведениям крупных мастеров.






детали
Уникально одновременно постройке церкви ее внутреннее убранство - редкий пример хорошо сохранившихся церковных интерьеров екатерининского времени. Несмотря на разорение храма французами в 1812 г., которые, как свидетельствовал виноградовский приказчик Аким Павлов, «в церкви же, и даже в алтаре, лошадей ставили и огонь раскладывали, отчего в том месте и штукатурка обвалилась», в центральной части здания уцелел великолепный резной с обильной позолотой иконостас в стиле Людовика XVI. Иконы для него писал «живописец» Г.А.Доматырев, служивший у поручика Ф.П.Тютчева, часть их сохранилась. В правом приделе - (Николая Чудотворца) находится хороший классицистический иконостас 1825 г. Также в церкви сохранились: надпрестольная сень, паникадило и украшенный живописью балкон хоров. Центральный круглый зал трехсветный, нижние оконные проемы выходят в лоджии и под своды пониженных угловых компартиментов, занятых алтарем и приделами. В лепной отделке помещений, выполненной А.Ларионовым крестьянином деревни Федорково князя Г.Г.Орлова с «работными людьми», использованы мотивы фасадного декора. Стены никогда не были расписаны.




Интерьеры приделов
Левый придел (Сергия Радонежского) был устроен только в 1936 г. в ризнице (почти половина предметов, хранившихся в ней в 1812 г. была расхищена). Иконостас этого придела в псевдорусском стиле, выполненный в 1901 г., по одним данным перенесен в Виноградово из закрытой церкви в соседнем селе Киово-Спасское или Киёво-Спасское (ныне в черте г. Лобня Московской области), а по другим из церкви Сергия Радонежского на хуторе Московского Ивановского монастыря, находившемся недалеко от Виноградова (ее последний настоятель схиархимандрит Илларион Удодов был переведен в Виноградово, где вокруг него собрались последние монахини этого, упраздненного к тому времени монастыря). Во всяком случае, последняя версия делает понятной наименование нового придела. С лета 1941 г. в церкви в Виноградове хранилась одна из наиболее значимых православных святынь - голова Сергия Радонежского, которая была возвращена к его мощам, находящимся в Троице-Сергиевой лавре в 1946 г. В Виноградове в июне 2002 г. состоялось открытие воскресной школы, на котором присутствовал посетивший церковь патриарх Алексий II. В 2007 г. она была отремонтирована.


Колокольня


Часовая башня
За церковью находятся одновременные ей две почти идентичные прямоугольные постройки: колокольня и часовая башня, фасады которых трактованы наподобие триумфальных арок или даже иконостасов. Обе они увенчаны яйцевидными куполами, завершенными крестами. Вместе с церковью колокольня и часовая башня, образовывают треугольник, до 1916 г. все они были объединены металлической оградой на столбах (сохранился лишь фрагмент, соединяющий колокольню и часовую башню, остальная часть ограды имеет другую траекторию). Тогда в Виноградове были проведены значительные ремонтные работы, санкционированные Императорской археологической комиссией: «…поправить весь цоколь южной части церкви и подколонного апсидного выступа, где штукатурка отпучилась, а местами отвалилась, кирпичная же кладка выветривается; переложить неотложно парапет над двумя юго-западными колоннами барабана, где кладка разрушается, выпадают кирпичи (прочие парапеты в хорошем состоянии); белокаменный карниз под этим парапетом поотвалился, его можно поправить лишь белым камнем, можно оставить и без поправки; в очень немногих местах поотвалились лепные пояски и карнизики, допустимо дотянуть их, без отбития целых; в немногих местах отпала штукатурка, напр[имер] на колоннах, парапетах и стенах, что требует незначительных поправок известковым раствором; необходимо сохранить старый деревянный крест, обитый золоченым металлом, оставить неприкосновенными столбы восточной части между звонницей и башней, остальные столбы, в виду сильной разрушенности их и нарушения первоначального плана, вследствие чего нет данных для его реставрации, можно разрешить разобрать». Для обследования культового ансамбля и составления этого реставрационного задания в Виноградово приезжали члены археологической комиссии П.П.Покрышкин (в 1915 г.) и А.И.Удаленков (в 1916 г.). После завершения работ церковь была заново освящена.
Благодаря тому, что церковь Владимирской иконы оставалась действующей в советское время и её удаленности от города, в церковной ограде сохранился уникальный усадебный некрополь, один из немногих исторических некрополей Подмосковья, дошедших до наших дней в относительно неплохой сохранности. Здесь в надгробных памятниках и эпитафиях представлена история Виноградова с конца XVIII - до последней трети XIX вв. Под небольшая колонной, установленной на пьедестале, завершенном карнизом, покоится прах А.И. и Д.Н.Глебовых. К сожалению, не уцелели мраморные плиты с текстами находящимися на памятнике. Уже к началу ХХ в. некоторые из них были утрачены, но тогда еще сохранялась плиты с вычурным текстом эпитафий Д.Н.Глебовой на немецком языке, и А.И.Глебова следующего содержания: «В память великому мужу, родившемуся 26-го августа в 1722 году, бывшему генерал-аньшефу генерал кригскомисару и орденов святаго Александра Невскаго и святыя Анны кавалеру, благоразумием мудростию знаниями и безсмертою славою отличившемуся, прежде времянною смертию у отечества в 1790-м году 3-го июня похищенному Александру Ивановичу Глебову воздвигнута сия гробница». Современная плита установлена вместо нее очевидно по инициативе одного из местных священников, т.к. в тексте на ней А.И.Глебов назван создателем Виноградовской церкви. Имени Д.Н.Глебовой на этой плите нет. Надпись «все от Бога» скопирована с аналогичных надписей на дореволюционных плитах над могилами Бенкендорфов, которые находятся вокруг памятника Глебовых. По соседству сохранились памятника над могилами местных священников и безымянные каменные надгробия-саркофаги конца XVIII-начала XIX вв., очевидно, стоявшие над могилами помещиков, чьи имения входили в Виноградовский приход.
Севернее церкви в её ограде лежит орнаментированная кадь для слива «святой» воды, накрытая импровизированной крышкой. Еще в начале ХХ в. она стояла на постаменте у входа в церковь, а теперь, оказавшись на кладбищенской территории, напоминает один из безымянных надгробных памятников.


Чаша для св. воды, лежащая во дворе церкви (до 1917 г. стояла на подставке у входа в нее).
За пределами ограды южнее церкви находится одновременная ей бывшая «богадельня для престарелых людей или богаделеников», в 1916-1930 гг. использовавшаяся как дом причта (аналогичный корпус дома причта, поставленный с севера от церкви, симметрично ему, был сломан в 1915-1916 гг., на его месте выстроен деревянный частный дом, возможно изначально также принадлежавший причту). Первоначально богадельня была классицистическим одноэтажным зданием, фасады которого обработаны спаренными пилястрами и мелкими нишами с окнами в рамочных наличниках. В 1930 г. она была передана под частное заселение нескольких семей. Впоследствии жители обустроили каждый свою часть дома в меру своих способностей и средств, надстроив его вторым этажом, пробив новые окна, перепланировав и т.п. Теперь только капители пилястр, оказавшиеся над новыми окнами первого этажа показывают, что это странное двухэтажное здание юридически является памятником архитектуры, находящимся на государственной охране. На фотографии 1960 г. виден купол находившейся рядом с ним поздней часовни (не сохранилась).


"Реставрация" 2007 г. бессмысленная и беспощадная


И ее отходы. А вот кому подлинный кусочек храма?

Проезд до станции метро «Алтуфьево», затем автобусом № 273 или 685 до остановки «Виноградово»; до станции метро "Петровско-Разумовская", затем автобусом № 763; до железнодорожной станции «Долгопрудная» Савёловского направлении,, далее 1, 7 км. пешком.

усадьбы, Московская область, классицизм, храмы

Previous post Next post
Up