Графика Доменико Жилярди: общественные здания, жилые дома, малые формы

Dec 12, 2013 22:11

Доменико Жилярди был создателем и самой яркой звездой архитектуры московского ампира. И родился, и умер он далеко от Москвы, в швейцарской Монтаньоле, где и похоронен на монастырском кладбище. Но более 30 лет его жизни и все время творческого расцвета связаны с Россией и конкретно - с Москвой. От Жилярди осталось на удивление мало проектной графики. В России вообще сохранились считанные чертежи, сделанные его рукой. Ситуацию немного спасает графика, сохраненная потомками в Швейцарии. Она недавно целиком опубликована (Pfister Alessandra, Angelini Piervaleriano. Gli architetti Gilardi a Mosca. La raccolta dei disegni conservati in Ticino. Mendrisio Academy Press. Mendrisio, 2007), впервые в хорошем качестве и частично в цвете. Есть мнение, что Жилярди предпочитал делать беглые наброски, а окончательные рабочие чертежи изготавливали его помощники и, в первую очередь, близкий друг и коллега Афанасий Григорьев. Но подлинные листы самого Жилярди из Архива Нового времени в Мендризио (там теперь хранится архив семьи Жилярди) доказывают, что это не совсем так. И сам Жилярди блестяще выполнял законченные проекты, всегда тонко и изысканно нарисованные.



Проект ванного домика в усадьбе Голицыных Кузьминки. 1820 г. Archivio del Moderno, Mendrisio

Доменико Жилярди (1785-1845) родился в Монтаньоле (сейчас это Колина-д-Оро) рядом с городом Лугано. Это земли кантона Тичино к северу от Милана, тяготевшие всегда к итальянскому миру и итальянскому искусству. Земли красивые, но в то время бедные и бесперспективные с точки зрения какой-либо серьезной карьеры. Потому немало талантливых творческих людей из Тичино разъезжались по всему миру, предлагая свои услуги просвещенным монархам и аристократам. Оттуда родом Борромини, Фонтана, Руска, Трезини, Кампиони, Скотти, Бруни...

В 1787 году отец, Джованни Баттиста, уехал искать счастья в далекую Россию, куда уже ранее отправились его знакомые и земляки Джакомо Кваренги (уроженец Бергамо) и Джакомо Тромбара. Обосновался в Москве, заняв в 1799 году пост архитектора Воспитательного дома, покровительствуемого императрицей Марией Федоровной. Сына он вызвал к себе в 1796 году и стал первым его учителем. Спустя три года Доменико был им отправлен в Петербург, для обучения у давнего друга, художника и декоратора Карло Скотти. Так что даже в России у Доменико была исключительно итальянская школа. С 1803 по 1806 годы он учился и вовсе на родине, в Милане, в знаменитой Академии Брера. Сохранилась переписка отца с профессором Джокондо Альбертолли, который сообщал, что Доменико решил переориентироваться с живописи на архитектуру, в каковой делает первые успехи. После окончания Академии Жилярди-младший поездил по Италии, изучая ее древности и прочие художественные сокровища. Лишь летом 1810 года он вернулся к отцу в Москву, сразу заняв должность его помощника по Воспитательному дому.

Отец вышел в отставку и уехал на родину в 1817 году, передав пост архитекттора Воспитательного дома сыну. Но сын оказался гораздо талантливее, и его творчество не ограничивалось рамками служебной деятельности. Он уже в 1811 году представил альбом своих проектов вдовствующей императрице, а в следующие годы быстро завоевал популярность в аристократических кругах Москвы, став архитектором князей Голицыных, Волконских, Гагариных, графов Паниных и Орловых. На два десятилетия он стал самым влиятельным московским зодчим со связями в высших кругах. Он плодотворно работал по частным заказам, поэтому многие проекты осели в семейных архивах заказчиков и погибли после революции. По некоторым знаменитым шедеврам Жилярди нет проектной графики или сохранились отдельные эскизы или помежуточные варианты. По другим московским замыслам Жилярди есть только чертежи Григорьева, который был верным помощником Жилярди все это время.

Жилярди привез в Москву стиль наполеоновского ампира Северной Италии, главным центром которого был Милан, вторая столица новой империи, расположенная между Парижем м Римом. Милан в 1800-е годы, осознаваемый как новый Рим, был на пороге грандиозной реконструкции в новом имперском стиле. Из-за провала политики Наполеона почти все осталось на бумаге, но Жилярди за эти несколько лет впитал в себя дух модного архитектурного стиля, постиг его эстетику и формальный язык. Именно эта архитектура и была им предложена московским заказчикам. В Москве она подверглась некоторым метаморфозам, стала менее масштабной и пафосной, зато более лиричной. Жилярди был безупречен в чувстве пропорции, в изысканности деталей, умении сочетать большое с малым. Никому из работавших в Москве современников не удавалось постоянно удерживать столь высокий уровень.

Он покинул службу и уехал из России в 1832 году. Все Жилярди уезжали, никто здесь не заканчивал свои дни. И отец, и оба дяди, и двоюродный брат. В Монтаньоле он прожил еще почти тринадцать лет, был избран почетным членом Миланской Академии. Но почти ничего больше не строил. Ничего значительного. Все его творчество досталось России.



Ученический рисунок. 1805 г. Копия с рисунка Джокондо Альбертолли. Archivio del Moderno, Mendrisio



Проект публичных бань. Академия Брера. 1805 г. Archivio del Moderno, Mendrisio



Проект павильона. Из альбома, преподнесенного императрице Марии Федоровне. 1811 г.



Проект монумента в честь победы над Наполеоном. 1813-1814 гг. Не был осуществлен.



Проект реконструкции здания Московского Университета на Моховой. Главный фасад. 1817 г. Archivio del Moderno, Mendrisio



План здания Московского Университета. 1817 г. Archivio del Moderno, Mendrisio



Проект конного завода в селе ХреновОм Воронежской губернии. Конец 1810-х гг. Здание Конного завода графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской было построено с отказом от декоративных деталей, оно хорошо сохранилось и до сих пор используется по первоначальному назначению.





Проект дома Веры Есиповой в Москве. 1822 г. Archivio del Moderno, Mendrisio



Проект жилого дома в Москве. 1820 г.  Archivio del Moderno, Mendrisio. Есть предположение, что чертеж выполнен А.Г. Григорьевым или при его участии.



Он же, в цвете. Archivio del Moderno, Mendrisio



Интерьер зала. 1820 г. Предположительно, изображает интерьер в московском доме князя С.С. Гагарина на Поварской. Из собрания ГМИИ имени А.С. Пушкина



Проект здания Опекунского Совета на Солянке. 1821 г. Здание было построено, но потом реконструировалось учеником Жилярди М.Д. Быковским, несколько изменившим фасад и интерьеры.




Фасад со стороны двора. Прорисовка с проекта Жилярди. 1821 г.



Проект здания Ремесленного заведения Воспитательного дома. Первый вариант. 1826 г. Это здание известно также как Слободской дворец, сейчас старый корпус Бауманки. Реализован был другой вариант проекта.



То же, одно из боковых крыльев.



То же. Второй вариант проекта. 1826 г.



То же. Окончательный вариант фасада, который был утвержден для реализации. 1827 г. Archivio del Moderno, Mendrisio



То же. Дворовый фасад. 1827 г. Archivio del Moderno, Mendrisio



Проект женского сиротского училища при Воспитательном доме. 1820-е гг. Archivio del Moderno, Mendrisio



Городская усадьба Усачевых на Земляном валу близ Яузы. 1829 г. Комплекс зданий на высоком берегу Яузы известен как усадьба Усачевых-Найденовых, большинство построек сохранились. Опубликованный З.К. Покровской и Е. А. Белецкой комплект чертежей по этому ансамблю, насколько можно понять, не принадлежит руке самого Жилярди.



Чайный домик в парке усадьбы Усачевых. Не сохранился. Чертеж поздний, вероятно, сделан по фотографии, из издания 1963 г.



Каменная беседка в парке усадьбы Усачевых. Чертеж 1829 г.



Музыкальный павильон конного двора в усадьбе Голицыных Кузьминки. 1820 г. Чертеж Жилярди. Как можно видеть, первоначально никаких укротителей коней Клодта не предполагалось. И Жилярди предлагает на выбор два варианта руста - квадровый и ленточный.



Музыкальный павильон в Кузьминках. Это уже обмерный чертеж ХХ века, с конями и укротителями.



Проект оранжереи для усадьбы Кузьминки. 1821-1823 гг. Archivio del Moderno, Mendrisio



Колодец (Октагон) в парке усадьбы Закревских Студенец. Чертеж 1830-х гг. Павильон, типологически восходящий к афинской Башне ветров, сохранился на Краснопресненской, на территории студенецкой усадьбы, хотя сам барский дом давно не существует. Чертеж не авторский, а, возможно, обмерный.



Павильон в парке усадьбы Студенец. Чертеж 1830-х гг., тоже не самого Жилярди.



Эскиз фасада жилого дома.



Эскиз фасада жилого дома

Чертежи опубликованы в изданиях:
Всеобщая история архитектуры. Под ред. Б.П. Михайлова. М., 1963
Е.А. Белецкая, З.К. Покровская. Д.И. Жилярди. М., 1980.
Александрова Н. Русский рисунок 18 - первой половины 19 века. ГМИИ имени А.С. Пушкина. Книга 1. М., 2004.
Pfister Alessandra, Angelini Piervaleriano. Gli architetti Gilardi a Mosca. La raccolta dei disegni conservati in Ticino. Mendrisio Academy Press. Mendrisio, 2007

av4, ампир, усадьбы, Жилярди, архграфика, классицизм, проекты

Previous post Next post
Up