Вятка. Артель Н.Г. Джмухадзе.

Apr 01, 2012 00:30

Здания в Вятке, фасады которых были отделаны артелью Н.Г. Джмухадзе, вряд ли потянут на звание памятников архитектуры. Это обыкновенные жилые или доходные дома начала ХХ века, принадлежавшие не самым богатым горожанам, людям среднего достатка. К тому же я не могу сказать, насколько уникальна технология артели, есть ли и насколько многочисленны в других городах России дома, фасады которых по облику и приему изготовления похожи на фасады вятских домов Джмухадзе. Скорее всего, примеры найдутся - жду комментариев.



Город Киров. Дом с фасадом работы артели Джмухадзе, ул. Красноармейская, 30.




Город Киров. Фрагмент фасада дома №30 по ул.Красноармейской.

По анкете, заполненной Джмухадзе в первые годы Советской власти, выходит, что родился он в 1874 году, происходил из мещан города Тифлиса, окончил художественную школу - в книге Е.А. Андреевой сообщается о том, что Джмухадзе учился в Венской академии. Указывая род занятий, он написал следующее: "Орнаменталист по комнатной живописи". О прежней службе: "Художник-декоратор и строительство домов", о своем стаже: "В течение 25 лет" (в 1919 г.).



Город Киров. Франмент фасада дома №30 по ул.Красноармейской.

Интересен его ответ на вопрос о партийной принадлежности: "С 1891 года - социал-демократическая". Что это значит - с 1891-го? Художник приукрашивает свою биографию? Вряд ли, ведь данные из анкеты могли проверить. Тогда объяснение только одно - Джмухадзе был участником одного из первых марксистских кружков в Закавказье (или стал марксистом за границей, где учился - это больше похоже на правду), затем - членом РСДРП; по политическим мотивам был сослан в Вятку (где-то в конце 1900-х годов), где уже полностью от политики отошел. В Вятке занимался оформлением домов, создав собственные мастерскую и артель. В этой же анкете он почему-то указывает два имени: "Николай (он же Георгий) Джмухадзе". Возможно, одно из имен было псевдонимом или его частью. Отсюда путаница - в разных источниках Джмухадзе называют по-разному: Николай Георгиевич или Георгий Георгиевич.



Вятка. У подъезда особняка Т.Ф.Булычева (ул. Николаевская, ныне Ленина). Фото С.А. Лобовикова, предположительно 1911 г. Во втором ряду в центре - губернский архитектор И.А. Чарушин (в форменном мундире и фуражке с белой тульей), рядом с ним, справа - Н.Г. Джмухадзе (в белом костюме и белой шляпе).

Деятельность артели Джмухадзе  была довольно разнообразной: малярные и штукатурные работы при постройке или ремонте зданий, орнаментальные росписи, настенная живопись, рельефный декор (лепнина). Соответственно, и уровень квалификации рабочих артели был разным; в ней состояли и мастера, получившие специальное образование, "могущие выполнять и живописные работы" (как сказано в одной из характеристик артели). Именно работники Джмухадзе выполняли интерьеры в особняке Булычева (частично сохранились).






Вятка. Интерьеры особняка Т.Ф.Булычева (дома инвалидов и сирот Отечественной войны 1914 г.).
Фото 1910-х гг. С.А. Лобовиков.

Занималась артель и росписью храмов. В Иоанно-Предтеченской церкви в Вятке на рубеже ХIХ и ХХ веков был произведен ремонт по проекту арх. И.А. Чарушина, затем стены храма силами артели Джмухадзе были украшены живописными и орнаментальными росписями (частично сохранились и восстановлены).



Город Киров. Восстановленный интерьер церкви Иоанна Предтечи. Фото - Церковь Рождества Иоанна Предтечи описание и фото. Россия - Приволжье: Киров

Краевед А.Г. Тинский в главе своей книги, посвященной Джмухадзе, называет еще два известных, но утраченных интерьера: в бывшей кондитерской Якубовского (ул.Ленина,67) и в особняке Долгушина (ул. Энгельса,7). Причем, настенная живопись в особняке Долгушина уцелела до 1980-х гг., но затем погибла при пожаре (в 1987 году). Остались лишь старые фотографии. И это только выявленная работа артели, сколько еще интерьеров городских церквей и особняков было оформлено ее силами - точно неизвестно.



Город Киров. Дом с фасадом работы артели Джмухадзе (флигель Н.И.Семакова, 1910-1911 гг., снесен,
последний адрес - ул. Дерендяева, 50). Фото 1978 года.

Дома с фасадами Джмухадзе строились в Вятке в 1908-1913 гг.по проектам арх. Э.К. Нюквиста (кроме того, было несколько домов более старой постройки, фасады которых были отделаны артелью при ремонте).  Возводили их не купцы и чиновники, а мещане, которые лишних средств не имели. Следовательно, требование к внешнему виду дома было таким: "Дёшево, но красиво". Вот здесь-то на Джмухадзе и посыпались как из рога изобилия заказы; видимо, его работа явно устраивала не слишком богатых вятских домовладельцев в соотношении "цена-качество".



Город Киров. Деталь фасада флигеля Н.И. Семакова (Дерендяева, 50). Фото А.Г. Тинского, 1967 год.

Есть и другие причины успеха Джмухадзе у вятских застройщиков. Во-первых, не все эти дома были каменными. У части домов только первый этаж был выстроен из кирпича, второй был деревянным. Были и полностью деревянные дома. Но  так как стены их полностью покрывались штукатуркой, все они выглядели как каменные. Хозяину лестно - ведь каменное строительство в то время было куда дороже. Плюс - дом защищен от внешнего огня.



Город Киров. Дом с фасадом работы артели Джмухадзе по ул. Преображенской, 39а  (флигель дома Ездакова). Дом построен в ХIХ веке, но в нач.ХХ , при перестройке, был отделан по-новому. Федор Леонтьевич Ездаков - из крестьян, торговец и домовладелец в Вятке, типичный заказчик Джмухадзе.

Во-вторых, стены всех домов перегружены лепниной, от ее ошеломительного обилия пестрит в глазах. Опять-таки - создается выгодное впечатление "богатства" заказчика. Излишество в деталях очевидно, но этим недостатком русский "модерн" страдал повсюду, не только в провинции, но и в столицах. В-третьих, Джмухадзе работал быстро - больше десятка домов за короткий срок (при наличии других заказов). Здесь выручала технология, для Вятки - точно оригинальная, так как ни раньше, ни позже домов с такой облицовкой здесь никто не строил.



Город Киров. Дом №39а по ул.Преображенской. Фрагмент фасада - маскарон "голова льва".

Все элементы фасадного декора изготавливались загодя - в мастерских. Их по частям отливали в готовых формах, а затем крепили раствором к дранке. К сожалению, технология Джмухадзе, больше подходящая для интерьеров, не выдержала проверки временем. Часть домов сохранилась, но состояние их фасадов (впрочем, не только фасадов) катастрофическое. Причины прозаические - суровый северный климат Вятки и сто лет без капитального ремонта.



Город Киров. Дом по ул.Энгельса. Деталь.

Фасады похожи друг на друга (поэтому их автора легко определить), но одинаковых домов нет. При ближайшем рассмотрении становится понятен метод работы - все элементы стандартизированы, но их можно менять местами, перетасовывать. Упрощенный растительный орнамент карниза, каннелюры, розетки и капители угловых пилястр, наличники и сандрики, горизонтальные пояски межэтажного карниза, филенки - и получайте "роскошный" фасад. Плюс декоративные мезонинчики, башенки на крыше с кованой парапетной решеткой и навесы над входами с коваными ажурными кронштейнами. Весь набор. "Просто, но со вкусом".



Город Киров. Дом с фасадом работы артели Джмухадзе по ул. Свободы (Царево-Константиновской), 77а.

С началом войны в 1914 году объемы строительства в Вятке сильно сократились. Стало быть, и заказов для Джмухадзе стало намного меньше, но из Вятки он не уехал, дела не бросил. В 1918 г. при ВСНХ был создан Комитет государственных сооружений. В Вятке отделение Комгосоора было открыто в январе 1919-го, в июле Джмухадзе числится в его списках в качестве десятника. В нач. 1922 г. в Вятке была создана строительно-техническая контора губсовнархоза. В феврале 1923 года Джмухадзе поступил на службу в эту контору, но через полтора года, видимо, обольщенный экономическими послаблениями НЭПа, уволился.



Город Киров. Дом с фасадом работы артели Джмухадзе на углу ул. Орловской и Володарского (Никитской). Получил прозвище "китайского домика" за обилие украшений фасада и крыши. Построен в 1870 г., в 1913 г. новая хозяйка дома Федосья Шипицина заказала Джмухадзе ремонт и отделку дома.



"Китайский домик" в лучшие времена. Фото из альбома "Столица земли Вятской" (2002).
Впрочем, и тут "скромно" показана только часть дома, поскольку вид его целом уже тогда был плачевным.



Город Киров, ул.Володарского. "Китайский домик" - справа. 1960-е гг. Фото Б.К.Лысова.



Город Киров. "Китайский домик", 1960-е гг. Фото Б.К. Лысова.

Члены его бывшей артели за ним на вольные хлеба не последовали. Пришлось нанимать новых рабочих, но они уже не обладали нужной квалификацией. Подряды доставались конкурентам. Чтобы остаться на плаву, Джмухадзе пошел на нарушение трудового законодательства. Удлинял рабочий день, задерживал зарплату. Поначалу обошлось, но вскоре Советская власть взялась за частных предпринимателей всерьез.



Киров. Дом с фасадом работы артели Джмухадзе на ул.Володарского (дом В.М. Грухина, 1911 год, снесен, последний адрес - ул.Володарского, 146). Фото 1985 года.

В 1927 году, когда он не выплатил зарплату рабочим на постройке "свинарного завода" в Халтурине (г. Орлов Кировской обл.) и на ремонтных работах в Вятке, рабочие пожаловались в профсоюз. Дело дошло до суда. В установленный срок Джмухадзе долг не выплатил, и его имущество (собственный дом и мастерская - по ул. Володарского, 29-В) пошло с молотка, но и тут вырученных денег не хватило. За год - из-за процентов - долг вырос до 40 тысяч рублей. Дело получило всесоюзную огласку, в марте 1928 г. им занялся центральный комитет профсоюзных рабочих. На этом следы Н.Г. Джмухадзе теряются.



Дом №29в по ул. Володарского (Никитской), который принадлежал Н.Г. Джмухадзе и где находилась
его мастерская. Левая часть здания - современная пристройка, старая часть дома выкрашена лиловой краской.

Источники:
А.Г. Тинский. Улицы. Площади. Дома. Вятка. Страницы истории. Киров (Вятка), 1999.
В. Любимов. Старая Вятка. Квартал за кварталом. Вятка. 2007.
Е.А. Андреева. Архитектор Иван Чарушин. Ижевск, 2007.
Вятка. Памятники и памятные места. Киров, 2002.

модерн, Кировская область, Киров, доходные дома

Previous post Next post
Up