Бессвязные музыкальные наблюдения о "Турандот"

Dec 16, 2011 21:29

Одна из основных музыкальных тем "Турандот" - т. н. тема узнавания, названная так потому, что звучит впервые при появлении на сцене Тимура и Лю, а потом - в момент узнавания Тимура его сыном Калафом. Но я (а со мной вместе композитор Лучано Берио, автор альтернативного финала "Турандот") склонна приписывать этой теме ещё одно значение - это ещё и ( Read more... )

music is the food of love, puccini, turandot

Leave a comment

Comments 16

canto_et_spero December 16 2011, 19:11:26 UTC
У Берио рыдачка такая... :( Даже по этим нескольким секундам слышно.

И это действительно правильно.

Reply

arashi_opera December 16 2011, 19:15:13 UTC
При этом у Берио светлая рыдачка. В ней есть надежда.

А какую он какофонию развёл на словах Турандот про Калафа: "Il suo nome e' Amor!" - любо-дорого послушать :)

Reply

canto_et_spero December 16 2011, 19:19:13 UTC
У Эсперт финал Берио?)

Reply

arashi_opera December 16 2011, 19:20:25 UTC
Финал Берио только у Паунтни, на Зальцбургском фестивале. У Эсперт музыка обычная, но необычное режиссёрское решение. It works!

Reply


kriemhild_2 December 16 2011, 20:22:44 UTC
А откуда повелось называть эту тему "темой узнавания"? Судить по твоему рассказу - натурально, тема Лю в первую очередь. Да и что это такое - у Турандот есть своя тема, а у Лю нет!

Reply

arashi_opera December 16 2011, 20:23:22 UTC
Так её называет тётенька Арнесен, автор книги The Romantic World of Puccini.

Reply


narloth_nolde December 17 2011, 00:20:05 UTC
Надо послушать Берио - может, полегче станет, и я прощу эту оперу за принесённые мне моральные страдания :) Посоветуй, что ли, запись какую-нибудь хорошую, ты же наверняка знаешь. Вижу фамилию Паунтни - это предпочтительный вариант?

Reply

arashi_opera December 17 2011, 08:10:54 UTC
Дэвид Паунтни - это режиссёр, и постановка у него хорошая. Проблема там с музыкальной частью, увы. Там Гергиев и солисты... мда. Одна Люшечка ничего. Но другого варианта с финалом Берио нет.

Reply

angelodifuoco December 17 2011, 17:18:52 UTC
Шайи ещё отдельно записал финал Берио, начиная то ли с "Tanto amore segreto", на "Tu che di gel sei cinta", с малоизвестными, большей частью неоперными фрагментами Пуччини (некоторые из которых, правда, известны по "Манон Леско").
Там за Калафа, кажется, Бота - актёр, мягко говоря, хреновый, но зато на нынешнем оперном небосклоне единственный, кто поёт - именно что поёт по-настоящему, а не орёт, не сипит и не горлит - крепкий репертуар вроде Вагнера, Штрауса и кое-чего из Верди и Пуччини.

Reply

arashi_opera December 17 2011, 17:36:02 UTC
Там он и поёт так себе.

Reply


angelodifuoco December 17 2011, 17:15:09 UTC
Араси, извините закоренелого буквоеда за придирки, но в случае этой темы имеет место обыкновенная секвенция тональностей фа-диез-минор (где Вы там ля-мажор услышали?), соль-минор и ля-бемоль-минор, только в последнем случае Пуччини почему-то не стал писать седьмой бемоль в ключе. Этот почти попсовый приём задирания тональности используется ещё в хоре про луну - ре-мажор, ми-бемоль-мажор, ми-мажор, фа-мажор и в сцене загадок - дважды ре-минор и главная тональность оперы - ми-бемоль-минор - для третьей загадки.
У Берио я особой надежды не слышу - у него открытый конец, причём в ми-бемоль-мажоре.

Reply

arashi_opera December 17 2011, 17:17:11 UTC
Я на слух не могу определить, я по нотам смотрю. Поэтому не всегда могу определить тональность правильно, если у них одинаковое кол-во знаков альтерации.

Reply


angelodifuoco December 17 2011, 17:51:12 UTC
Бывает... хотя Пуччини редко блуждает по тональностям - это не Вагнер образца "Тристана и Изольды" и не ранний Штраус "Электры" или "Женщины без тени", где иногда даже с нотами сам чёрт ногу сломит.

Reply


Leave a comment

Up