Я люблю странные эксперименты, и в один прекрасный день моя тяга к таковым была удовлетворена: в бездонных глубинах шкафа были обнаружены завалявшиеся с неведомых времён неиспользованные советские ролики с фотоплёнкой. Первая попавшая ко мне коробочка содержала, судя по надписям на коробочке, чёрно-белую плёнку Тасма ФОТО чувствительностью аж в 64 ИСО.
Завод
Тасма, кстати, располагающийся в Казани, до сих пор функционирует и даже производит чёрно-белую фотоплёнку. Насколько я знаю, они производят её оптом и позиционируется плёнка для аэрофотосъёмки, но некоторые маленькие частные предприятия пакуют такую плёнку в стандартные фотокассеты по 36 кадров.
Архаичная маленькая коробочка содержала важную деталь: надпись "проявить до мая 1992 года".
Плёнка оказалась просроченной на долгие 26 лет, и все эти годы она лежала в тёплом месте. Известно, что при хранении в тепле фотоплёнка быстро теряет свои способности - собственно, срок на коробочке указан именно для хранения при комнатной температуре. Если бы её хранили в холодильнике, а то и в морозилке, то можно было бы надеяться на сохранение чувствительности.
Таким образом, особых шансов у меня не было. Но эксперимент - на то и эксперимент, не так ли?
Коробочка обещала, что плёнка внутри будет "на катушке" (т.е. без кассеты - в старые времена так иногда поступали, покупая одну многоразовую кассету и плёнки на катушках к ней - так было дешевле), но оказалось, что кто-то добрый таки вставил катушку в многоразовую кассету.
Я установил эту конструкцию в престарелый "
Зоркий-6" (
Зенит-ЕТ в это время был занят современной цветной плёнкой).
Понимая, что у меня мало шансов получить качественные фотографии, я лишь несколько кадров сделал с экспозицией для чувствительности 64 ИСО. Остальные я снимал, принимая, что чувствительность плёнки соответствует 32, а то и 16 ИСО.
Меня это, конечно, не спасло.
Отсняв положенные 36 кадров, я решил их проявить. Где же проявлять такой раритет, как не в фотомагазине при местном фотомузее? Чутьё меня не подвело: здесь до сих пор сохранили древние секреты и за повышенную плату согласились проявить мой ретроэкспонат. Но из проявки мне вернулась практически однотонная лента. Не было видно ни разбивки на кадры, ни каких либо изображений, ни даже номеров кадров, которые обычно печатаются вдоль линии перфорации ещё на заводе.
Только на двух кадрах я обнаружил следы идентичного сюжета.
Зоркий-6, Тасма Фото 64, просрочка с 1992 г.
Зоркий-6, Тасма Фото 64, просрочка с 1992 г.
Это - вид моего балкона со включенными люстрами. Белые отметки в правой верхней части кадров - это светящиеся светодиодные линии внутри лампочек, установленных в одной люстре, а мутное светлое пятнышко ближе к левой стороне кадров - это оказавшиеся вне зоны резко изображаемого пространства лампочки второй люстры. Эти два кадра я сделал на открытой диафрагме (что соответствует f/3.5 для установленного на Зорком-6 объектива
Индустар-50П) и на выдержках, соовтетственно, 1/60 и 1/30. Вот как этот сюжет выглядит с точки зрения цифрового фотоаппарата.
Снято на Pentax K-30.
Я специально сделал целую серию фотографий, запечатлевая всевозможные осветительные приборы в своём доме во включенном состоянии. Загадочным образом только эти люстры смогли пробиться сквозь черноту.
Остальные кадры этой «ламповой» серии я также продублировал на цифровой фотоаппарат.
Снято на Pentax K-30.
Снято на Pentax K-30.
Снято на Pentax K-30.
Снято на Pentax K-30.
Снято на Pentax K-30.
Снято на Pentax K-30.
Снято на Pentax K-30.
Снято на Pentax K-30.
Все остальные сюжеты, которые я снимал на эту плёнку - интерьеры, городские пейзажи, виды из окна - я на плёнке не нашёл.
Зато я нашёл нечто иное. Плёнка не вышла из проявки однотонной. На ней были некие изображения, но они не имели отношения к тому, что я снимал.
Что это - дефекты плёнки, следы времени или же старая плёнка обрела способность запечатлевать параллельный мир - я не знаю, но разглядывать эти своеобразные абстракции довольно любопытно. Получилось очень в духе современного искусства.
Зоркий-6, Тасма Фото 64, просрочка с 1992 г.
Обусловлены ли эти результаты теми сюжетами, которые я пытался запечатлеть, или же это только лишь проявившиеся дефекты эмульсии в сочетании с неоднородностями процесса старения плёнки и процесса проявки?
Зоркий-6, Тасма Фото 64, просрочка с 1992 г.
Эта плёнка не просто демонстрирует абстрактные узоры, она задаёт нам актуальные вопросы о природе творчества.
Зоркий-6, Тасма Фото 64, просрочка с 1992 г.
Конечно, сканировать эту плёнку было бы бесполезно - я бы не получил ничего, кроме собственных шумов сканера. Плёнку я переснимал цифровым фотоаппаратом, зажав в детали от диапроектора, на фоне белого света от монитора.
Зоркий-6, Тасма Фото 64, просрочка с 1992 г.
После этого, помимо инвертирования, мне пришлось очень сильно повысить контраст изображения, чтобы выявить как изображения лампочек, так и абстрактные узоры. Поэтому сильно увеличилась зернистость изображения.
Зоркий-6, Тасма Фото 64, просрочка с 1992 г.
Вглядываясь в эту зернистость и размытые пятна, постепенно начинаешь замечать какие-то геометрические формы и узоры.
Зоркий-6, Тасма Фото 64, просрочка с 1992 г.
Ни границы кадров, ни служебная информация с номерами кадров, обычно располагающаяся возле перфорации, совершенно не видны. Лишь буквально в паре мест на краю плёнки угадываются фрагменты букв или цифр.
Зоркий-6, Тасма Фото 64, просрочка с 1992 г.
Когда-нибуть я повторю опыт съёмки на чёрно-белую плёнку, только уже на свежую.
Зоркий-6, Тасма Фото 64, просрочка с 1992 г.
Зоркий-6, Тасма Фото 64, просрочка с 1992 г.
Зоркий-6, Тасма Фото 64, просрочка с 1992 г.
Зоркий-6, Тасма Фото 64, просрочка с 1992 г.
Зоркий-6, Тасма Фото 64, просрочка с 1992 г.
Зоркий-6, Тасма Фото 64, просрочка с 1992 г.
Зоркий-6, Тасма Фото 64, просрочка с 1992 г.
Зоркий-6, Тасма Фото 64, просрочка с 1992 г.
Зоркий-6, Тасма Фото 64, просрочка с 1992 г.