ОПЯТЬ О ТОМ ЖЕ...

May 12, 2012 08:05

Тема, конечно, намозолила уже глаза во всех френдлентах, но, мне кажется, надо уже без авиарушных истерик как-то более-менее трезво и профессионально оценить это событие, ставшее шоком для, наверное, большинства россиян и, тем более, для авиационного народа. Это не просто катастрофа, которая сама по себе трагедия, но сильнейший удар по тому, что еще осталость от имиджа России в авиации.


Итак, что мы знаем на данный момент, лучше всего суммировано на: http://www.avherald.com/h?article=44f464f7&opt=0
Кто с аглицкой мовой не знаком, как всегда - звиняйте...

Все было нормально до запроса снижения с 10000 футов до 6000 в районе, где безопасная высота превышает 10000. Т.е. надо полагать, они уже летели по визуальным правилам. Пока точно неизвестно по каким правилам они летели и как взаимодействтвали с диспетчером. Но, по любому, летая ниже безопасной, экипаж должен понимать, что обход препятствий - целиком и полностью на его совести, что бы там ни пытались сейчас свалить на диспетчера.
Короче, они показывали пассажирам их же местные красоты, летая низко над рельефом, чтобы произвести максимальное впечатление от SSJ, и тут запросили еще ниже. Для этого должны были видеть, куда летят. Ну, и, наверняка, видели, пока вдруг не попали в облачность, вывернув из-за горы. Погода в горах непредсказуема и менятся очень быстро. Дальше пока все покрыто мраком. Дай бог, самописцы найдут (особенно полезен будет магнитофон) в читабельном состоянии. Хотя, кто его знает, при таком ударе... Про работающие мобильники я, что-то, сомневаюсь. Какой там сигнал в этой горной тьмутаракни!
Судя по имеющейся на данный момент информации, удар пришелся в почти вертикальную стену в самой верхней части хребта, но, вроде бы, часть обломков перелетела через него.
У всех на устах вопрос: Как это вообще могло произойти? Нелепость зашкаливает. Это не по приводам в Петрозаводске банально землю искать. Новейший, со всеми возможными примочками безопасности, самолет, экипаж испытателей, которые провели этот самолет через все испытания, начиная с самого первого взлета, ответственнейшее мероприятие, от которого во многом зависила перспектива продаж...
Конечно, причина может быть любая: отказ матчасти, разрушение конструкции, неработоспособность пилота(ов), саботаж, теракт - что угодно из скорбного списка. Но, их вероятность меркнет по сравнению с главным убицей человечества - человеческим фактором. Исправный новый современный самолет, горы, никакого доклада о проблемах - все ингредиенты классического CFIT - Controlled Flight Into Terrain, т.е. столкновение с планетой на исправном самолете исключительно в результате действий экипажа. Для борьбы с этой еще недавно труднолечимой напастью были созданы различные варианты системы предупреждения от столкновения с землей. Эти современные системы, в отличии от старых, которые тупо смотрели вниз и не знали, что творится перед носом, спасают от всех угроз столкновения с препятствиями. Практически весь рельеф Земли занесен в базу данных такой системы, и она предупреждает об опасности, когда пилот еще ни сном ни духом. Здесь, правда, остаются еще два пути осложнить себе жизнь: не слушать, что она орет или просто выключить. Последнее, похоже - наш случай. Скорее всего они ее выключили, чтоб не мешала нарезать круги между горами...
Вообще-то, при любых выводах по результам расследования, останется большой вопрос: КАКОГО ОНИ ВООБЩЕ ПОЛЕТЕЛИ В НЕЗНАКОМЫЕ ГОРЫ С ПАССАЖИРАМИ НА БОРТУ??? Ибо, горы это:
- непредсказуемая и быстро меняющаяся погода
- сильные вертикальные потоки воздуха
- невозможность визуально правильно оценить размер горы и расстояние до нее
- оптические иллюзии, часто не позволяющие понять, выше ты летишь или ниже этого хребта

Вопреки устоявшемуся мнению, что испытатели - почти боги, это верно только в части профессионального понимания ими, что происходит с самолетом и умении быстро найти решение в сложной обстановке. Но, увы, звание "летчик-испытатель" само по себе не добавляет навыков полетов в определенных условиях (в горах, международных полетов и проч.) Так что, это, скорее - минус. Большая часть их летной жизни проходит в совсем других условиях.

Для любителей обвинить систему скажу, что вы здесь, видимо, правы. Гражданские летчики в такую авантюру бы не полезли - без предварительной подготовки, тренировки, провозки, проверки, допуска. Испытатели, когда возят пассажиров, сдается мне, тоже должны следовать сугубо гражданским процедурам. Я очень сомневаюсь, что эти процедуры соблюдались. Наверное, в системе - большой провал...

Наиболее вероятная причина в то же время - наименее неблагопрятная для хорошего самолета SSJ- 100. Если он не причем, то имеет-таки перспективы. Может, даже и в Индонезии, когда страсти улягутся...

Ну, и напоследок. Если что-то хоть как-то может служить утешением, то это то, что там никто, возможно, даже пилоты, ничего и не понял. Как будто свет выключили. Навсегда...

катастрофы, авиация, ssj, Джакарта, безопасность

Previous post Next post
Up