Иерусалимский храм огня

Jun 11, 2015 22:39




Средоточием зороастрийского богослужения является алтарь с постоянно горящим на нём огнём. Книга Левит содержит такое же требование постоянно поддерживать на алтаре огонь: «…А огонь на жертвеннике пусть горит, не угасает… Огонь непрестанно пусть горит на жертвеннике и не угасает» (Лев. 6, 12-13). Это требование приписано мифическому Моисею, но мы знаем, что Книга Левит всего лишь описывает и узаконивает культовую практику Второго храма. После разрушения храма продолжением этой практики является именуемая «вечным огнём» (נֵר תָּמִיד) лампада, постоянно горящая в каждой синагоге перед ковчегом, в котором хранятся свитки Торы. Во Втором храме огонь поддерживался на т.наз. «жертвеннике всесожжений», стоявшем по внутреннем дворе перед входом в храм. Согласно его описанию в Мишне, жертвенник представлял собой трёхступенчатую сооружение, к южной стороне которого примыкал пандус. Сверху помещались дрова, которые поддерживали «неугасимый огонь». Как известно, Второй храм в Иерусалиме был построен по приказу персидского царя Кира Великого в качестве дома «Бога Небесного» (Езд. 1, 1-2), каковое выражение в арамеоязычных документах канцелярии Ахеменидов означало Ахурамазду. В Пасаргадах - городе, построенном Киром в качестве столицы своей империи, сохранился алтарь, датируемый временем этого царя. Он представляет собой трёхступенчатое сооружение с лестницей с одной стороны, на вершине которого постоянно поддерживался священный огонь. Таким образом, он является прообразом жертвенника Иерусалимского храма. Если добавить к этому, что в состав левитов в послепленную эпоху, вероятно, влились представители зороастрийского священства, можно заключить, что Второй храм в Иерусалиме был построен в качестве святилища Ахурамазды и в нём отправлялся зороастрийский культ. Иудеохристиане любят посудачить о том, что христианство является сектой иудаизма, но есть не меньшие основания рассматривать послепленный иудаизм как секту зороастризма.


Алтарь в Пасаргадах (справа)





Зороастризм, Ариохристианство, Религиозная история, Яхвизм

Previous post Next post
Up