О пилах, топорах и больших деревянных кораблях

Feb 04, 2016 00:23



Столько всего интересного появляется, что не успеваю реагировать и откладываю в долгий ящик, но тут не утерпел (дабы не забыть совсем).

В комментариях к предыдущему посту образовался диалог по поводу популярных материалов Vaduhan'а о пилах в таком ключе: без черной металлургии нет стали, без стали нет нормальных пил, без пил нет досок, без досок нет ( Read more... )

мудрость предков, мореходство, технологии

Leave a comment

Comments 140

schriftsteller February 3 2016, 22:08:32 UTC
Тут есть технологическая тонкость. Пилы для продольного пиления и поперечного имеют разные зубцы. У поперечных пил - равносторонние треугольные, а и продольных - с прямоугольным треугольником.

Reply

zepp7_7_7 February 3 2016, 22:39:24 UTC
поправлю : поперечные с равнобедренными треугольниками и оба бедра заточены , а у продольных обычно заточка только "от себя".

Reply

schriftsteller February 3 2016, 22:51:56 UTC
Да. Там немного другой принцип резания волокон, продольная пила должна их расщеплять.

Reply

zepp7_7_7 February 4 2016, 17:04:51 UTC
продольная не "расщепляет" , а "сострагивает" (зубья типа "мини стамесок") , а поперечная "разрывает" (потому угол заточки у них обычно меньше). есть , конечно , и "гибридные" варианты для специфических задач. а уж для дисковых - там мозг свернуть можно. например , "фрикционные" пилы для промышленной резки металла на зубьях вообще не имеют заточки : от трения металл практически расплавляется.

Reply


zepp7_7_7 February 3 2016, 22:32:05 UTC
корабельные сосны не потому , что из них мачты делали (кстати , высокие мачты не из цельного дерева делают , там хитрая многогранная сборка с пустой сердцевиной) , а потому что без сучков и их легко на доски распустить. для этого специальные люди в лесничествах по мере роста удаляют все нижние ветки и это место зарастает. у нас давно не встречал , а вот в буржуиниях такая практика существует , в 80-х годах даже хитрую приблуду изобрели с бензопилой , что б самим не лазить на верхотуру. вот такие сосны расщепляются легко , даже легче , чем пилой вручную распустить , и не на две доски. а вот доски для палубы создают траблы : их надо либо с чего-нить типа дуба , либо из свиля делать (по ним регулярно ходят , по ним перекатывают либо толкают что-нить тяжёлое и твёрдое , а значит нужна повышенная устойчивость к механическим воздействиям). вот там не распустить топором , там точно две (а чаще вообще одна) получится. вот тут и потребовались пилы. попадалось , что для кораблей древесину зимой заготавливали (вот , мол , придурки). а просто ( ... )

Reply

ne_skazu February 4 2016, 04:44:40 UTC
Зимой самая качественная древесина.
Ее рубят поздней осенью или ранней зимой - с остановкой сокодвижения.

Reply

ne_skazu February 4 2016, 20:52:51 UTC
Зимой самая качественная древесина.
Ее рубят поздней осенью или ранней зимой - с остановкой сокодвижения.

Reply


alexey_zharikov February 3 2016, 23:20:36 UTC
Краснодеревщик "Чип-and-Дейл"? Это которые "спешат на помощь"?

Reply

ext_2059253 February 4 2016, 04:36:34 UTC
Именно. Бурундуков именно в честь него и назвали. Игра слов. И союз and в названии отсутствует.

... )

Reply


cergey_p February 4 2016, 05:54:50 UTC
Про тесаные доски не слышали, нет ( ... )

Reply

ext_2059253 February 4 2016, 07:03:48 UTC
"В головах наших замутненных каждый деревенский кузнец, что кует топоры и подковы, как бы сам себе и железо варит - хрен, он его получал готовым в виде слитков, грел и ковал. А железо делали на заводах в огромных печах! " (©vaduhan-08)

Далее, вместо тысячи слов:

Профи с электроинструментом не могут повторить то, что якобы топорами вырубали. "Ребята не могут это вырезать".

... )

Reply

cergey_p February 4 2016, 07:36:03 UTC
Скажу за свой Северо-Запад- кузнецы местные сами себе добывали железо из болотной руды.
Есть археологические раскопки временных и постоянных домниц.
Подробнее- см. книга Исаченко "Окно в Европу" история ландшафта- в публичке есть.
Там и про домницы и дальше ссылка на источники.

Изгибы там не надо вырезать, их надо гнуть. Распаривать бевно или брус над паром в определенном месте и правильно расположив нагрузку. Это долго. Потому корабли и строили больше года в независимости от народу нагнанного на постройку.

Можно как в сабже - деревья заранее нужной кривизны выращивать - это еще дольше но менее трудоемко.

Reply

ext_2059253 February 4 2016, 08:28:32 UTC
Да на С-З вообще все проще, лес нарубил и толкнул в Чуху, а там уже закупил готовые заготовки для кораблей из древесных опилок. :)

"Есть археологические раскопки временных и постоянных домниц."
Вся проблема в датировках. Хотя возможно археологи правы.
Есть версии, что славяне с IX века плавят железо. В Чечне в 90-е или вон в Сирии сейчас перерабатывают нефть в бензин кустарными способами, хотя существуют официальные нефтеперегонные заводы. И человек незнающий лет через 20 найдет такой минизавод и скажет, судя по уровню технологий чеченцы/арабы перерабатывали нефть в бензин за 300 лет до изобретения первого ДВС.

Что касается обработки железа, то первостепенный вопрос - топливо.

"Любой металл - это в первую очередь топливо (уголь или кокс для его выплавки), а во вторую очередь - сырьё для его производства. Здесь я сразу должен расставить акценты ( ... )

Reply


mylnikovdm February 4 2016, 08:12:38 UTC
>>Тогда я просто оценил изящество решения предварительно напряженной конструкции и не стал дальше копать первоисточники, отметив для себя, что теперь более понятна ответственность вплоть до смертной казни за порубку леса в казенном лесу. Представляете как крестьянин простодушно объясняет что он срубил какое-то самое неказистое кривое дерево и не тронул толстые прямые деревья? Ах ты, сволочь, шпангоут линейного корабля испортил!<Да, вы правы, решение изящное. Вот только срок производства коробля, с учётом выращивания подходящих специально изогнутых деревьев, будет измеряться уже несколькими десятилетиями. И это уже совсем другое планирование и логистика всего процесса. В связи с чем снова возникает вопрос, например, про появление "русского" флота у того же Петра I. Вот у нас ничего нет. Пётр плавает на своём ботике, потом едет учиться в Голландию, а по приезду за несколько лет строит сразу десятки кораблей. Причём курпных морских военных коарбелй, а не какие-то там баржи. Сколько там шапнгоутов в одном только фрегате? Три или четыре ( ... )

Reply

apxiv February 4 2016, 08:49:54 UTC
Мой главный посыл: изучать артефакты и применявшиеся технологии, а не зацикливаться на одном "пилить нечем - значит невозможно". К сожалению, современный опыт частенько мешает понять древних и рождаются умозрительные сомнительные конструкции.

Reply

note_booker February 4 2016, 10:59:46 UTC
Есть такой забавный способ пилки иголкой. В ушко продевается нить, натягивается, и водя иголкой обратной стороной вдоль нити можно распилить дощечку..)

Reply

ddizel14 February 6 2016, 13:24:58 UTC
Смотрел в музее откопанный в Мангазее поморский коч. 24 метра длиной ( ... )

Reply


Leave a comment

Up