О пилах, топорах и больших деревянных кораблях

Feb 04, 2016 00:23



Столько всего интересного появляется, что не успеваю реагировать и откладываю в долгий ящик, но тут не утерпел (дабы не забыть совсем).

В комментариях к предыдущему посту образовался диалог по поводу популярных материалов Vaduhan'а о пилах в таком ключе: без черной металлургии нет стали, без стали нет нормальных пил, без пил нет досок, без досок нет ( Read more... )

мудрость предков, мореходство, технологии

Leave a comment

mylnikovdm February 4 2016, 08:12:38 UTC
>>Тогда я просто оценил изящество решения предварительно напряженной конструкции и не стал дальше копать первоисточники, отметив для себя, что теперь более понятна ответственность вплоть до смертной казни за порубку леса в казенном лесу. Представляете как крестьянин простодушно объясняет что он срубил какое-то самое неказистое кривое дерево и не тронул толстые прямые деревья? Ах ты, сволочь, шпангоут линейного корабля испортил!<<

Да, вы правы, решение изящное. Вот только срок производства коробля, с учётом выращивания подходящих специально изогнутых деревьев, будет измеряться уже несколькими десятилетиями. И это уже совсем другое планирование и логистика всего процесса. В связи с чем снова возникает вопрос, например, про появление "русского" флота у того же Петра I. Вот у нас ничего нет. Пётр плавает на своём ботике, потом едет учиться в Голландию, а по приезду за несколько лет строит сразу десятки кораблей. Причём курпных морских военных коарбелй, а не какие-то там баржи. Сколько там шапнгоутов в одном только фрегате? Три или четыре десятка только по одному борту. Получается, что если использовали технологию предварительного изгибания, то у нас должен быть целый лес изогнутых деревьев только на один корабль. Причём изогнутых не абы как, а по конкретным формам, так как шпангоуты имеют чёткую конкретную форму, причём практчиески все разную. И если уж вы согнули и вырастили дерево, то после обработки возможность изменить его форму в ту или иную сторону будут у вас ограничены.

Ах, да, чуть не забыл. Планируя сколько деревьев вам нужно загнуть на один корабль, вы обязательно должны заложить некоторый запас, так как в процессе заготовки, транспортировки и окончательной обработки возможны различные непредвиденные ситуации, которые могут привести к повреждению дерева или конечной детали. А чтобы сделать новую, вам нужно другое дерево, которое изогнуто по тому же шаблону, что и повреждённое.

Reply

apxiv February 4 2016, 08:49:54 UTC
Мой главный посыл: изучать артефакты и применявшиеся технологии, а не зацикливаться на одном "пилить нечем - значит невозможно". К сожалению, современный опыт частенько мешает понять древних и рождаются умозрительные сомнительные конструкции.

Reply

note_booker February 4 2016, 10:59:46 UTC
Есть такой забавный способ пилки иголкой. В ушко продевается нить, натягивается, и водя иголкой обратной стороной вдоль нити можно распилить дощечку..)

Reply

ddizel14 February 6 2016, 13:24:58 UTC
Смотрел в музее откопанный в Мангазее поморский коч. 24 метра длиной.
Шпангоут составной. На досках есть фрагменты сшивки, как заявлено, корнями кедра.
С тем же успехом сшивается скрученным еловым стволом :
https://youtu.be/cJ8FFvz9uY0
Киль составной. Кривизна киля обеспечивается использованием ствола с корнем, вот так смотреть с 28-й минуты:
https://youtu.be/bqlfjLxMi2E
На деталях коча следы пилы не обнаружены.
Похоже, действительно топором все делали.
Бревно на доски раскалывать я умею. Не пополам, а ну несколько. Правда, длиннее 2-х м не раскалывал.
Не требовалось. Но, видел колотые доски 4-х метровой длины, а также недоколотую заготовку.
Можно и длинные колоть.
Про гнутьё бруса: сам не гнул. Гнул дугу лука по форме, стрелы выпрямлял. Гнул шпангоуты для каяка из еловых веток ( подсмотрел тут https://youtu.be/-wgZkWiH4DY)
Сам сделал, видео с результатом тут: https://youtu.be/BdnLCa_lJY0?list=PLAJ5I5S2gzCMFpaVgKKRT5ChUkR54e_dn
Видео, как гнут брус не отыскал.
Мочить, греть, поливая кипятком и клинья. Как полы дощатые клиньями сплачивают. Вот также. На полах 200мм доску гнёшь, и не трудно. Сухую.
ИМХО, можно корабли строить простыми инструментами. Бронзовыми, например.

Reply

ext_835268 February 4 2016, 12:57:28 UTC
>про появление "русского" флота у того же Петра I. Вот у нас ничего нет. Пётр плавает на своём ботике, потом едет учиться в Голландию, а по приезду за несколько лет строит сразу десятки кораблей

С флотом Петра 1 не все так однозначно. Азовский флот был продан османам в полном составе. Там вообще странное ощущение торговой операции - наделали корыт, сплавили их к морю где после некоторых движений всю эту лесную биржу продали.

Reply

ext_3069841 February 8 2016, 21:18:06 UTC
"...возникает вопрос... про появление "русского" флота у того же Петра I. Вот у нас ничего нет."
Это не совсем так. Читал недавно книгу Старикова" Геополитика". Хоть там у него и ТИ сплошь, но даёт ссылки на разные источники, которые можно анализировать И вот у него прочитал, что Пётр ликвидировал поморский флот за ненадобностью. Поискал и нашёл: Сергей Алданов (ЖЖ): "Как царь Пётр поморские корабли отменял". И в этой статье там ещё есть ссылки на другие источники. Т.е. флот строился никак не с "нуля". Использовались и местные специалисты-кораблестроители, и матросы набирались из поморов. Не Воронеж, а Архангельск - родина российского флота. Поморы и заплатили за всё это своими судьбами и жизнями. И Петра за это не любят ( не все, те, кто в курсе архивов). Да и есть за что! В целом- картина типичного жестокого выкачивания ресурсов с недавно завоёванной захватчиками чужой территории. Запрет местным строить новые корабли, приспособленные для плавания во льдах (чтобы не сбежали, видимо, на восток, на неоккупированные территории, типа Мангазеи), запрет заниматься даже промыслами рыбными (из-за этого-голод!) и раздача их своим людям. Захват Поморья, видимо, произошёл по суше (по рекам приплыли бомбардиры с "капитаном"), иначе корабли поморов в бою бы погибли: сразу вспомнился well_p, с его датировкой уничтожения города Пермь Великая. Как раз, в Петровское время.

Reply


Leave a comment

Up