Снесло крышу Тернером

Oct 29, 2007 17:35

Вот выгоды столичной жизни: в Национальной галерее искусств - выставки сразу двух любимых художников, Тернера и Хоппера. Дополнительное счастье, нелишнее для временно нетрудоустроенного, состоит в том, что музеи в Вашингтоне бесплатные.
Отправился сегодня с намерением охватить обе. Но не тут-то конечно было. Тернера - около 150 работ (всего от него остались десятки тысяч), так что вышел почти на четвереньках. Хоппер подождет до завтра.
Я всегда считал Тернера одним из лучших художников. Но прямой контакт в таком количестве наводит на мысль, что лучше просто никого никогда не было. На самом деле я в жизни видел не так много его оригиналов, а как раз в его случае между оригиналом и самой прекрасной репродукцией - пропасть.
Тернер начал с подражания академикам, очень видны Клод и Пуссен, но постепенно оставил их за кормой - предметы все расплывчатее, цвет и свет все ярче, к визгливому недоумению тогдашних критиков. Именно этот свет, практически бьющий из полотен, делает репродукции совершенно бесполезными. В последних картинах, которые числятся незаконченными, кроме света уже практически ничего нет. Эти приводить бесполезно, но вот более известная "Метель на море", хотя тоже жалкое подобие.


Интересно, что буквально в двух шагах был зал Моне, и я перед выходом взглянул на пару его Руанских соборов. Нет никакого сомнения, откуда этот метод - и кто лучший художник. Но на бумаге этого никогда не поймешь.

браво

Previous post Next post
Up