"Серебро и хрусталь сверкали на белоснежных скатертях, повторяя в своих гранях мириады электрических отблесков, как застывшие капли водопада, переливались всеми цветами радуги..."
Гиляровский В. А., "Москва и москвичи"
И вновь Москва, Царицыно где в Хлебном доме проходит выставка "На грани. Искусство гранения и гравировки стекла" о истории промышленного стеклоделия в России, его развитии и бурном росте в ХХ веке. В экспозиции - более 200 предметов, многие из которых впервые покинули фондохранилище и стали частью выставочного проекта, и ещё около 40 произведений - из музея Гусевского хрустального завода и из творческих мастерских независимых художников.
"Гранение работает со светом, гравировка - с тенью. Гравер затеняет прозрачность, для него стекольная масса - фон, на который он помещает свое произведение. Гранение выявляет блеск и игру света внутри стеклянной массы. И еще гранение - это всегда сотворчество технолога и художника, потому что без точно подобранного химического состава шихты, красителей невозможно создать ни “алмазную грань”, ни “русский камень” - орнаменты, ставшие отличительной особенностью русских, а позднее советских художников по стеклу" - рассказывает сокуратор выставки, кандидат искусствоведения Александра Герасимова (Степина).
Выставка занимает десять залов Хлебного дома и воссоздаёт эволюцию искусства гранения и гравировки в нашей стране: его становление с конца 1940-х годов, расцвет, пришедшийся на 1960-1980-е годы, и дальнейшую историю....