Критика - это, конечно, хорошо. Но упаси нас боже от белинских... Белинский - писатель-неудачник, который переквалифицировался в критики и, в силу некоторых особенностей своего характера, обсерал всех других писателей, даже Пушкина (хотя к Пушкину в целом относился неплохо). Даже "Трем мушкетерам" от него досталось. "Посредственный роман посредственного французского литератора". Или вот такой его пассаж: "Можно ли назвать Аксакова хорошим писателем, если он ведет себя неподобающе"? Белинский нам навязывается с советских времен, хотя во времена Белинского были и другие критики - менее неистовые и без психических заболеваний. В филфаковские времена я много читал и Белинского, и о Белинском - и у меня сложилось о нем сугубо отрицательное мнение. Даже с преподавателями о нём спорил. Но наши доценты-профессора упертые, как...
Я бы не сказал, что Белинский был грамотным. Словоблуд - это да. А что до грамотности... Белинский 3 года учился в Московском университете на словесном отделении философского факультета, причем все эти три года - на первом курсе. Был отчислен с формулировкой "по ограниченности способностей". Ну и характер у него был еще тот: со всеми скандалил. "Шизофрения, как и было сказано". Критическая деятельность "неистового Виссариона" стал одной из причин смерти Гоголя, поздние произведения которого этот шизофреник нещадно травил в своих статьях. Нам ЭТО надо?
Белинский Гоголю: "Ей (России) нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и навозе, права и законы, сообразные не с учением церкви, а с здравым смыслом и справедливостью, и строгое, по возможности, их выполнение. А вместо этого она представляет собою ужасное зрелище… страны, где нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей". Неужто ты не подписался бы? ;-)
Тут еще следует учесть моральный аспект, остро обозначивший себя в современных условиях коммерциализации литературы вообще и фантастики в частности. Когда один публикующий писатель критикует произведение другого публикующегося писателя, со стороны это зачастую выглядит как "утопление" конкурента с целью освобождения жизненного пространства на рынке. Профессиональные литкритики крайне необходимы еще и поэтому, но их, увы, фактически нет. Когда читаешь критические материалы по текущему литпроцессу, создается впечатление, что никто не владеет литературным разбором произведения, не умеет дать взвешенную оценку, проследить за генезисом героев - и т.д. и т.п. По сути современные критики пишут обыкновенные читательские отзывы, часто конъюнктурные, что не удивительно, учитывая их ангажированность теми или иными СМИ и издательствами. Впору, подражая древним, воскликнуть: "О temporas, o more!" Спасибо, я закончил.
По-моему, для того, чтобы у нас наконец заработала рыночная экономика, и рынок стал приносить хоть какую-то пользу, надо, наконец перестать чистоплюйствовать, и признать что критиковать продукцию конкурента - можно и нужно. А освобождение жизненного пространства на рынке - это вполне законный интерес любого участника этого рынка, и до тех пор пока это делается без насилия и коррупции, это хорошее и правильно.
А тот кого утопили, может либо утереть сопли и начать сначала, либо становиться в очередь на биржу труда и искать работу по найму.
А то дойдем до того, что будет как во Франции, где судят Амазон за то, что тот продает книги по демпинговым ценам.
Давайте, давайте дойдем до того, что будет как во Франции! :D Все остальное уже не важно тогда :))
А если серьезно, то вообще-то понятия "литература" и "рынок" мало сочетаются. Что во Франции, что в США, что у нас. Именно поэтому всякое говнище в топах, а хорошие книги практически не издаются.
Вот в плане доступности информации в России сейчас НАМНОГО лучше, чем во Франции. Несмотря на то, что носителей языка на свете живет намного меньше.
А что касается несовместимости понятий "литература" и "рынок" то тут я вполне с вами согласен. Но если это не рынок, а диалог, этакий общественный диспут, где писатель говорит своё слово - книгу, а критик своё, то там должно быть ещё меньше ограничений.
Comments 58
Reply
Но упаси нас боже от белинских... Белинский - писатель-неудачник, который переквалифицировался в критики и, в силу некоторых особенностей своего характера, обсерал всех других писателей, даже Пушкина (хотя к Пушкину в целом относился неплохо). Даже "Трем мушкетерам" от него досталось. "Посредственный роман посредственного французского литератора". Или вот такой его пассаж: "Можно ли назвать Аксакова хорошим писателем, если он ведет себя неподобающе"?
Белинский нам навязывается с советских времен, хотя во времена Белинского были и другие критики - менее неистовые и без психических заболеваний.
В филфаковские времена я много читал и Белинского, и о Белинском - и у меня сложилось о нем сугубо отрицательное мнение. Даже с преподавателями о нём спорил. Но наши доценты-профессора упертые, как...
Reply
Reply
Белинский 3 года учился в Московском университете на словесном отделении философского факультета, причем все эти три года - на первом курсе. Был отчислен с формулировкой "по ограниченности способностей". Ну и характер у него был еще тот: со всеми скандалил. "Шизофрения, как и было сказано".
Критическая деятельность "неистового Виссариона" стал одной из причин смерти Гоголя, поздние произведения которого этот шизофреник нещадно травил в своих статьях.
Нам ЭТО надо?
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Профессиональные литкритики крайне необходимы еще и поэтому, но их, увы, фактически нет. Когда читаешь критические материалы по текущему литпроцессу, создается впечатление, что никто не владеет литературным разбором произведения, не умеет дать взвешенную оценку, проследить за генезисом героев - и т.д. и т.п.
По сути современные критики пишут обыкновенные читательские отзывы, часто конъюнктурные, что не удивительно, учитывая их ангажированность теми или иными СМИ и издательствами.
Впору, подражая древним, воскликнуть: "О temporas, o more!"
Спасибо, я закончил.
;)
Reply
А тот кого утопили, может либо утереть сопли и начать сначала, либо становиться в очередь на биржу труда и искать работу по найму.
А то дойдем до того, что будет как во Франции, где судят Амазон за то, что тот продает книги по демпинговым ценам.
Reply
Давайте, давайте дойдем до того, что будет как во Франции! :D Все остальное уже не важно тогда :))
А если серьезно, то вообще-то понятия "литература" и "рынок" мало сочетаются. Что во Франции, что в США, что у нас. Именно поэтому всякое говнище в топах, а хорошие книги практически не издаются.
Reply
Несмотря на то, что носителей языка на свете живет намного меньше.
А что касается несовместимости понятий "литература" и "рынок" то тут я вполне с вами согласен. Но если это не рынок, а диалог, этакий общественный диспут, где писатель говорит своё слово - книгу, а критик своё, то там должно быть ещё меньше ограничений.
Reply
Leave a comment