Рига

Jul 07, 2008 02:37

Я не был в Риге 16 лет. Но теперь это - шенген, виз не требуется, съездить легко, особенно на обратной дороге из Вильнюса. Что запомнилось?

Граница. В Ригу ехал в автобусе - всего-то четыре часа пути. Границы как таковой нет. Есть таблички, есть заброшенный пограничный переход. Вскоре после перехода - заброшенное кафе. Перехода нет - посетителей нет…

Две пенсии. Сосед по автобусу - бывший военный, полковник. На «дембель» ушел еще в 1986-м и поселился в Елгаве, на родине жены. Много лет работает на заводе, который производит какие-то строительные панели. Сейчас работает директором производства и борется за свою зарплату и условия работы для рабочих (вместо отсутствующего профсоюза). До сих пор «не гражданин». На мой вопрос, почему он не принял латышское или российское гражданство, ответил: «Тогда я бы не получал две пенсии!» А теперь российское правительство сделало «негражданам» еще один подарок: въезд в Россию без визы…

Голландцы. Год назад связи этого завода с российскими покупателями прервались из-за демпинга питерского завода-конкурента. Теперь хозяева налаживают связи с Европой. Оборудование у них голландское, вызывали голландцев для обслуживания. Приезжали два Йоханна и один Ёбб. Если еще вспомнить, как по-голландски будет «хороший» и составить фразу «Ёбб - хороший»…

Атмосфера. Ну вот, прибыли на автовокзал Риги. Рига еще с тех пор запомнилась мне своей равниной, безбрежным голубым небом, облаками, всегда свежим ветром… Такая атмосфера и есть. От близости моря…

Разумный подход. Кажется, Рига за эти годы не изменилась. Да, магазинов и вывесок стало больше, но не заметно, чтобы Старый город и центральную часть Риги обезобразили современные здания, что так характерно для Москвы. Здесь вертикальной доминантой являются шпили старинных соборов и церквей, а не то, что доминирует на горизонте московского Центра - памятник Колумбу Петру Первому, фаллическая башня Московского дома музыки и строящийся Сити, не говоря уж о пошлых лужковских башенках домов-новостроев и рекламных щитах-щитах-щитах…



Святой Петр. Оказывается, несчастная башня за свою восьмисотлетнюю историю один раз упала от порыва ветра (что, впрочем, не удивительно, если учесть, что это случилось в 1666 году), два раза сгорала (в 1677 и 1721) и один раз была разбомблена (в 1945). Восстановлена после войны, к середине 1960-х, но теперь уже на металлическом каркасе. Оказывается, она на пару десятков метров ниже Дома (123 против 140 метров), хотя впечатление складывается ровно наоборот… Ну, нам не впервой обманываться…

Старый город. Старый город хорошо отреставрирован. Говорят, за эти годы восстановлен Дом черноголовых (Ратуша, см. сайты Вики, Старая Рига). Я гулял по Старому городу полтора часа и без путеводителя. Не знаю даже, видел я Ратушу Дом черноголовых или нет.
Удивил Домский собор. Оказывается, со стороны южной стены к нему не подойти: там пристроен целый средневековый квартал. Обходить собор с этой стороны приходится по дуге… Сам собор стоит в «яме» - за прошедшие столетия культурный слой подрос метра на два.
Конечно, самая красивая - церковь Св. Петра.
Вообще, Старый город совершенно немецкий (что не удивительно). В целом Рига - замечательный большой город. Вильнюс по сравнению с ним - маленький и провинциальный. Ну, кому что нравится…



Башня Домского собора. Вполне итальянский вид. Подобные башни, только без шпиля, я видел в Италии, например, в Ареццо.

Нам дым отечества… Говорят, нынешний главный архитектор Риги - большая любительница деревянной архитекторы, поэтому в городе сейчас невозможно снести деревянный дом, какой бы ветхости он ни был… А реконструировать такие дома в «историческом» виде - кому ж надо? При этом следует признать, что такие домики действительно смотрятся приятно, хотя и неожиданно.

Юрмала. Похожая ситуация в Юрмале. Но там еще жестче: ни один дом не может изменить облик. Хочешь новый дом - строй внешне как старый, который сносишь, сохраняй кубатуру, а внутри делай, что хочешь. Обновление жилфонда резко замедлилось: денег за участок и дом нужно заплатить дофига, только потом нельзя построить особняк желаемой «огромности». Мы прошлись по самому центру Юрмалы - Дзинтари: множество старых домов PARDOD (продаются), а вокруг - новые виллы, которые успели построить в прежнее десятилетие. Дома на продажу - убогие ветхие деревянные домики типичной «курортной» архитектуры. Ну и кому нужно сохранение облика старой Юрмалы именно в таком виде?

PARDOD. Вообще, в предместьях Риги много новых домов, которые PARDOD. Мои родственники живут в собственном доме на краю Букулты (где около тысячи домов). Рядом с ними построен таунхаус на 60 домов - продано только два. «Их построили два мужика», - говорит тетя. «Богатые, видно, мужики!» - говорю я. «Да нет, все построено на кредиты!» Идем дальше. «А вот, - говорит тетя, - два дома на продажу, которые построили еще два мужика, а рядом - их собственные дома.» - «Неплохо живут мужики!» - «Так тоже построено на кредиты!» Наш разговор напоминает «Кота в сапогах»: «Чьи это земли вокруг?» - «Маркиза Де Карабаса!»

Таунхаус. Стоит на месте бывшего болота, засыпанного строительным мусором. Позади каждого дома - маленький огороженный газон. Как ячейка. Этот перегороженный палисадник тянется вдоль тыльной стороны таунхауса и похож на полосу для бега с препятствиями.
Тетя считает, что таунхаусы - не для серьезных покупателей. И это правильно. В Канаде, например, таунхаусы считаются жильем для небогатых слоев населения. Здесь застройщики тоже так считают, предполагая свой таунхаус для тех «бедняков», у которых, после выселения из своих «старых» квартир, нет денег на покупку отдельного дома. Ну, теперь у таких «бедняков» нет денег и на покупку таунхауса: финансовый кризис!



Странные скворечники в окрестном лесу. Таунхаусы для бедных птиц. И тоже стоят пустые. Кризис, братцы, кризис…

Кризис. Финансовый кризис сильно подорвал строительную индустрию и Латвии, и Литвы. Новые дома стоят непроданными, более новые дома не строятся, строители, еще недавно зарабатывавшие больше всех, приземлились на общий уровень… Кризис ударил по Латвии и по Литве так, что не понятно, на что они жили и собираются жить. Объявлено, что в этом году ожидается инфляция: в Латвии - около 17%, в Литве - около 13% (как и в России).

Реституция. Выселение из квартир, полученных в советское время, - нормальное явление. В начале 1990-х в Латвии была проведена тотальная реституция, то есть все дома и земли были возвращены старым владельцам, тем, кому это принадлежало до 1940 года. Мои родственники прожили в своей коммунальной квартире в центре Риги (ул. Элизабетес) до недавнего времени, отдавая плату «новому» старому хозяину (его потомку). Пару лет назад хозяин продал дом, а перед этим выселил всех жильцов. Мои родственники получили только 5000 лат (около 10.000 долларов) «на переезд». Но могли бы и не получить…
При этом, говорят, многие прежние владельцы получили собственность обратно, хотя однажды ее уже продали: в 1940-м государство выкупало дома у владельцев. Пусть и добровольно-принудительно выкупало, но ведь и не отбирало…



Дом, который построил Джек в начале девяностых. В 1991-м, работая на стене и слушая маленький такой транзистор, я узнал и о путче в Москве, и о смерти Цоя, который разбился совсем рядом со мной - по дороге на Юрмалу (это в противоположную от Риги сторону)… Тогда было действительно интересное время. В нашей стране такое памятное время, наверное, бывает один раз у каждого поколения…

Частная собственность на землю. Именно тут, в Букултах, летом 1992 я впервые столкнулся с частной собственностью на землю. Мы пошли с тетей с тележкой искать металлолом в лесу - для армирования перекрытия над сауной. Идем почти лесной дорогой, сбоку на расстоянии пара домов. Вдруг от них несется к нам наперерез женщина, кричит по-латышски: «Нельзя, назад! Это частная собственность! Для кого там, в начале, табличка и шины поперек дороги? Сюда входить нельзя!». Тетя с ней пообщалась на местном наречии, но безрезультатно: пройти пару сотен метров до конца этой дороги нам не разрешено, потому что «хозяйка» не в духе. Что ж, повернули назад и пошли другой дорогой, обходя несколько гектаров «частного» леса…
Ну, та «хозяйка» уже умерла. Попивала она с сыном. Однажды возвращалась с сыном из гостей, навеселе, и упала в канаву рядом с дорогой. Сын спохватился только утром…

Латышская речь. Слышится в Риге довольно редко. Естественно, усилия для искоренения русского языка прилагаются немалые. В частности, принят закон, запрещающий разговаривать на рабочем месте не по-латышски (то есть - по-русски). Речь о том, что разговаривать по-русски нельзя даже просто так - не по рабочим вопросам. Можно согласиться: не фиг разговаривать не по рабочим вопросам на рабочем месте. Но ведь нельзя даже в курилке!…
Родственники рассказали случай, когда в маршрутке среди прочих пассажиров ехала единственная латышка. По радио играли русские песни. Латышка не выдержала и заявила водителю: «А почему у вас радио - на русском языке?» Оказывается, действовала строго в рамках закона…
Звучание латышской речи мне страшно нравится. Отставной полковник сказал: «Особенность латышской речи - долгие гласные. Чем длиннее ты их произносишь - тем это правильнее.»
Литовская речь, напротив, без долгих гласных (хотя теоретически они их имеют) и быстрая. Женщины в поездах тараторят со скоростью пулемета из фильмов про Гражданскую войну. Наверное, потому, что слова длинные… Хотя один и тот же текст на литовском получается короче, чем на русском…

Paldies - «спасибо» по-латышски. Естественно, в латышском языке масса слов, похожих на литовские, но не это «спасибо»… По-литовски «спасибо» - AČIU!

Улицы. Главная улица Риги - Бривибас иела (ул. Свободы), ранее - ул. Ленина.
Вторая главная улица - Кришьяна Барона (почти как «Кришнаита Барона»), в царское время - Суворовская. В советское время улицу барона не переименовали, а для сохранения приятного названия Суворовской назвали соседнюю улицу, потому что поленились выяснить, что при царе улицу назвали в честь «не того» Александра Суворова, а в честь его внука - генерал-губернатора Риги [И. Дименштейн]… Впрочем, такое суждение легко дезавуировать: Конечно, до революции улица называлась в честь внука, но при Советах - именно в честь генералиссимуса! Мало ли кто чего при этом думал… Получается, что эти две (ведь не одна же!) улицы - всего лишь тезки, омонимы…
К вокзалу ведет улица Меркеля. Надо понимать, в честь дедушки Ангелы Меркель?

Торговые центры. Конечно, в Риге множество новых больших и огромных торговых центров. Один из крупнейших - «Альфа», на месте прежнего завода «Альфа». Странно, что при этом нет таких монстров, как Ашан, Каррифур, Тэско… Зато активна литовская сеть продовольственного ритейла Maxima. Собираются строить и столь успешный в Вильнюсе супермолл Akropolis, в который на шопинг съезжаются со всей Литвы.
Литовский бизнес, похоже, сильнее - помимо упомянутых сетей в Латвии активен мобильный провайдер Bite (что означает «пчела» и напоминает о нашем БиЛайне). Но это так, беглый взгляд со стороны…

Валюта. Лат - валюта сильная: изначально он был приравнен к фунту, поэтому стоит сейчас два доллара (47 рублей). При таком курсе масштаб цен близок к советскому, местная копейка (сантим) еще ценится. В отличие от литовских центов и наших копеек. Но удобнее было бы с евро - не надо бегать к банкоматам и, уезжая, думать, как бы сбагрить из карманов остатки латов и литов… Однако в зону евро прибалтов пока не принимают - из-за уровня экономики. Ну, с нынешней инфляцией не скоро еще примут. Или проявят-таки европейскую солидарность?

Прибалтийские сувениры. Делятся на следующие основные группы: керамика, изделия из кожи, янтарь, текстильные изделия. Совершенно отчетлива разница между латышским и литовским художественным стилем: латышские изделия - аккуратненькие, яркие, праздничные, совершенно современные; литовские - темные, нарочито под старину. Конечно, все зависит от ситуации, и если тебе хочется праздничного легкого настроения - окружай себя латышскими сувенирами. По мне так красивее литовские сувениры… Но если подумать о настроении, то, пожалуй, надо менять стратегию…
Кстати, удивительный факт: в Германии практически нет сувениров, хотя в соседней Бельгии полки лавок уставлены нескончаемыми пионерскими рядами мальчиков Писсов…

Велосипеды. В вагонах электричек вместо двух первых лавок - кронштейны для установки велосипедов «на попа». Удобно, конечно, любят тут велосипеды и велосипедистов.
Ценность велосипедных дорожек понимаешь в Москве, когда тебя, спокойно идущего по тротуару, неожиданно обгоняют со спины, едва не сшибая, наши доморощенные велосипедисты; они несутся на полной скорости, лавируя между людьми, которые в любой момент могут случайно дернуться в сторону… А кто сказал, что жить в России легко?

Сухой спирт. Перед поездом купил рижскую книгу: Илья Дименштейн. «Рига и рижане 100 лет назад». Вот факт:
«Старожил города Михаил Фадеевич Таркач рассказывал, что в 1930-е на набережной [Даугавы] по соседству с амбарами можно было видеть спящих грузчиков. На подошвах сапог мелом были выведены цифры. Они означали, что меньше чем за сумму, указанную на подошве, не будить: работать не станут. А сон у них был тяжелый - вместо водки потребляли дешевый сухой спирт, который мазали на хлеб.»
В советское время на хлеб мазали уже гуталин, под шпиндель сверлильного станка ставили ведро с клеем БФ, пили технический спирт, разные очистительные жидкости и одеколоны, а сухой спирт использовали строго по назначению - в походах…

Перед отходом поезда. На платформе лежат осколки разбитой бутылочки: «Желчь медицинская, концентрат. Эмульсия для наружного употребления».
Конечно, всяк из Риги уезжающий уезжает с теплым чувством, безо всякой желчи. А кто с желчью сюда явился, тот сам ее и разобьет…

В поезде. В вагоне-ресторане цены в два раза больше, чем в поезде Вильнюс-Москва, ну и посетителей в три раза меньше. Цена на билет выше в полтора раза (хотя ехать всего на три часа дольше), а вагоны - старее. Вот такие национальные приоритеты…

патриотизм, инъяз, путевое, география

Previous post Next post
Up