Он же Большой Каньон. Он действительно большой. Очень большой.
Более того, Гранд Каньон является лишь частью огромного каньона, появившегося благодаря эрозии почвы в бассейне реки Колорадо. Это как Сочи. Есть город Сочи (в народе его называют Большой Сочи), но факт остается фактом: Сочи - это вся территория побережья Черного моря от Туапсе до Адлера, а не просто Большой Сочи. Также и с Гранд Каньоном. Кроме национального парка с официальным названием Гранд Каньон, Гранд Каньон включает в себя и другие парки: Каньонлендс, Арчес, Глен Каньон и многие другие. Но поскольку парки достаточно сильно отдалены друг от друга, то и имеют они свои собственные названия. Поэтому и мы примем сию условность за данность, и будем называть Гранд Каньоном ту часть, что ограничена US-89 на востоке, US-64 на юге.
Интересные факты.
* Гранд Каньон представляет собой одно из главных мест туризма в США: его ежегодно посещают более 2 млн человек.
* Гранд Каньон не самый глубокий и не самый широкий каньон в мире. Тем не менее, он считается одним из самых красивых и достойных для посещения.
* В 40-х - 50-х годах ХХ века экипажи многих пассажирских авиалайнеров, пролетающих в этой местности, специально планировали путь таким образом, чтобы дать пассажирам полюбоваться видами Великого каньона. Зачастую пилоты совершали над каньоном несколько «восьмерок» с левым и правым креном, чтобы улучшить пассажирам обзор. В те годы это не было запрещено, так как пилоты пассажирских лайнеров имели право совершать визуальные полеты даже находясь на эшелонах, что иногда вызывало опасные сближения самолетов в воздухе. 30 июня 1956 года по этой причине над Великим каньоном столкнулись самолеты двух авиакомпаний. Погибло 128 человек. Это была самая крупная по числу жертв авиакатастрофа в США до 1960 года. После этой катастрофы визуальные полеты на эшелонах по воздушным трассам над территорией США были запрещены. Тем не менее, полет из Нью-Йорка до Лос Анджелеса проходит как раз над парком. Если вы летите в сторону Лос-Анджелеса, нужно сидеть слева по борту, в обратном направлении - справа соответственно. Лично, к сожалению, не видела, но по рассказам друзей, Гранд Каньон с высоты полета выглядит глубокой раной в коре Земли.
По желанию, можно взять экскурсию по Гранд Каньону на вертолете. Сия опция легко ищется и выбирается в интернете. Не нужно прикладывать каких-либо усилий, чтобы попасть на нее, если вы находитесь в Лас-Вегасе. Вариантов очень много: от часовых опций за 300 долларов до экскурсий на целый день с барбекю и возможностью спуститься к самой реке за 800 долл и выше. В отелях Лас Вегаса предлагают скидки, при желании можно поторговаться.
* Одними из самых популярных туров по Гранд Каньону считаются туры на мулах. От 300 долларов за 3 часа, есть варианты с ночевкой в каньоне; бронировать и оплачивать тур нужно сильно заранее (не менее чем за 3-4 месяца). Более подробно - смотри информацию
на сайте Гранд Каньона .
* Южный и Северный край / гребень каньона по сути являются самостоятельными парками. Южный более популярен, т.к. тут больше, как говорят американцы, активностей, лучше развита инфраструктура, легче добираться.
* Есть еще и Западный край парка. Известен как SkyWalk. Но это уже не входит в систему Национальных парков США. SkyWalk уже относится к владениям индейцев. Индейцы люди жадные. Они за свои услуги берут много денег. По крайней мере, они берут в разы больше, чем Правительство США за равноценные вещи. В нашем случае, за возможность пройтись по стеклянному мосту подковообразной формы, висящей над Каньоном, вам нужно выложить из кармана 30 долл с носа без налогов. За посещение парков с вас возьмут 25 долл с машины (!), за эти деньги вы можете целую неделю посещать этот самый парк. Либо 80 долл с машины за возможность посещать всю систему национальных парков США в течение года.
* Если вы решили спуститься вниз к реке, то вы сможете переночевать в одном из кемпингов внизу. Они бесплатные, но по принципу "кто первый, того и тапки". И если в этом кемпинге нет свободных мест, то вы не можете в нем остаться, должны уйти. И меня до сих пор мучает вопрос: ты еле-еле дошел, упал без сил, а внизу места нет.... Что делаем? Поднимаемся в ночи наверх.
Откровенно говоря, у меня с Гранд Каньоном толком отношения не сложились. В интернете достаточно много постов о визите наших туристов в сей замечательный национальный парк США. Очень много восторгов и неплохих фотографий, есть и негативные отзывы. Кстати, только посетив Гранд Каньон, я поняла причину как положительных, так и отрицательных отзывов.
При всем этом настоятельно рекомендовалось не просто приехать на Гранд Каньон, но и спуститься по одному из пешеходных маршрутов к реке… И вот это мне было понятно меньше всего: по какой тропе лучше спускаться? Например, когда открываешь сайт NPS, то просто впадаешь в ступор на неделю-другую, как провести время в Гранд Каньон. Тут столько много всего, что даже для того, чтобы просто все прочитать, что написано на сайте парка, нужно потратить несколько дней. Потом это переварить, выбрать интересное и оптимальное с точки зрения того, чтобы и не упустить главное, но и оставить время на другие, не менее замечательные парки. Что уж говорить о треках ( = пешеходных тропах)! Только на южном склоне их больше тридцати! Более того, на любой странице / информационному стенду, посвященной отдыху в парке, написаны настоятельные рекомендации даже не пытаться спуститься к реке и подняться обратно наверх за одни сутки. Взрыв мозга! В общем, у меня никак не укладывалось в голове, как люди за один день умудрялись выехать из Лас Вегаса, спуститься и подняться по замечательной тропе к реке, уложиться к обеду, а потом еще и в парк Арок за остаток дня успеть смотаться. Посему долгое время Гранд Каньон оставался наименее продуманным парком нашего путешествия, а чтобы не подвисать и иметь возможность планировать поездку дальше, мы просто на него выделили один полный день. А потом, имея уже спланированное путешествие и в большинстве случаев плохо сдвигаемые брони (точнее брони можно было сдвинуть, но тогда пришлось от чего-нибудь отказаться, а этого делать ой как не хотелось бы), планировали сам Гранд Каньон в рамках одного дня.
Впоследствии же выяснилось, что даже просто для того, чтобы проехать по южному гребню Гранд Каньона, посетить все обзорные площадки, нужно потратить полноценный световой день. У вас будет время, чтобы пройти по гребню каньона. По пешеходному навигатору и карте парка, миль 10 пешком за этот день мы осилили. Но ноги в конце дня гудели. А вниз мы так и не успели спуститься. Точнее мы труханули, что нам не хватит воды и времени до темноты. А по-хорошему, надо было бы.
Теперь все по порядку.
Остановились мы в Williams. Тут существенно дешевле (наш вариант стоил 68 долл с завтраком против от 300 в Grand Canyon Village и Тусаян), не надо было оплачивать бронь за несколько месяцев заранее. Также народ останавливается во Флагстаффе. Из минусов Вильямса и Флагстаффа - до Гранд Каньона нужно было еще целый час добираться.
Наш отель назывался Grand Motel. Оценочка средняя, 7 баллов из 10 максимум. Но, как говорится, value for money. Место все-таки очень раскрученное, поэтому несмотря на очень высокую конкуренцию, местным особо не нужно стараться быть лучше: места и так быстро расходятся. Очень старое оборудование мотеля, двери в туалет толком не закрываются. Среди прочего предлагается опция вечернего барбекю, но он с 6.30 до 7.00 вечера, т.е. для того, чтобы на него успеть, нужно уехать с Гранд Каньона не позднее пяти вечера. Как раз, когда начинается самое интересное: закат! В общем, вряд ли им кто-то пользуется. С другой стороны, было приятно поговорить с женой хозяина отеля (с Херсона, Украины), узнать, как они тут зимой живут. Что зимой тут, например, холодно, много снега, и жители могут неделями не выходить из дома, пока не расчистят дороги. Еще у хозяев есть большая лодка, на которой они любят отдыхать, катаясь по местным озерам, коих в окрестностях много. Завтрак по американским меркам более чем достойный.
Сам мотель находится на небезызвестном Шоссе 66. Вечером тут шумно, людно. Работают бары, рестораны, играет музыка.
После завтрака мы выдвинулись в парк. Всего в парке 2 входа: основной поток транспорта идет со стороны Тусаяна, а также есть вход с восточной стороны (US-89). Где-то я вычитала совет заезжать в парк именно через восток: так можно избежать большой пробки на въезд и сэкономить пару часов.
Прямо по курсу - Гранд Каньон.
Еще до въезда в парк ваше воображение заставляют работать расщелины в земле.
Оплатили 80 долл за годовой абонемент. Действителен (в отличие от 25-долларового на неделю) во все Национальные парки США. Может быть использован двумя разными компаниями людей: при въезде в парк у вас могут попросить предъявить ID (паспорт / права) с подписью, как на пропуске. Без подписи и ID сей пропуск не действителен.
После пропускного пункта вам придется еще долго проехать вглубь парка, пока вы не увидите уже что-то достойное.
Панорама.
Постепенно приходишь к мысли, что все обзорные точки мало чем отличаются друг от друга. Но все равно красиво. Впечатляет.
До определенного момента мест для машин достаточно. Но действует жесткое правило: если нет свободных парковочных мест, то вы не имеете права останавливаться и должны покинуть площадку.
Но в определенный момент вы встретите шлагбаум и табличку, что дальше можно либо пешком, либо на автобусе. Всего по Гранд Каньону ходит 3 маршрута: рыжий на востоке, синий по центру и красный по западу. По рыжему маршруту можно проехать, но не везде оставить машину. Синий маршрут ездит больше по инфраструктурным точкам парка. На половине остановок есть парковки с местами отдыха, где можно перекусить и отдохнуть в редкой для парка тени деревьев. Здесь лучше всего оставить свою машину. Но очень настоятельно рекомендую, если позволяют это сделать функции навигатора, поставить на нем точку, где вы ее оставляете. Иначе вы в темноте среди оленей будете очень долго блуждать в поисках родимого 4-колесного друга. По красному маршруту могут ездить только автобусы парка. Но они ходят достаточно часто, парковочных мест там нет, и, если честно, это даже удобно: водителю нужно тоже отдыхать и получать удовольствие.
Итак, с Yaki point мы пошли пешком вдоль каньона. Дорожка заасфальтирована, хоть на каблуках ходи. Хотя есть и такие, мы встречали.
Есть и такие путешественники :) Все, как один, одеты в Харлей Дэвидсон.
Мы долго не могли понять, что собирают с земли местные. А оказалось, что это что-то вроде кедровых орехов. Насколько мне помнится, кедровые сосны, что растут у нас в Сибири, гораздо выше, шишки у них в разы больше. Но вслед за какими-то туристами, сопровождаемые рейнджером, мы попробовали эти орехи. Вкусные, даже очень. Рейнджер прокомментировал, что такие орехи мало где встречаются, поэтому они дорогие.
Из минусов только, что мы моментально измазались все в смоле, фотоаппарат в секунды стал неприятно липким. Но периодически мы не удерживались и очень аккуратно пытались выковырять еще парочку.
А вот это - одна из троп (trail), вид на нее с другого конца каньона. Считается одной из легких. Со слов только что поднявшихся девушек, у них эта тропа заняла 4 часа. Так оно или нет - не скажу, но мы засомневались. Ну, будет повод вернуться, если что :)
Местная живность :)
К этому моменту стало уже жарко, мы переоделись :)
Те самые мулы для экскурсий. Мул - это смесь лошади с ослом, но по росту совсем не уступает лошади.
Шагаем дальше.
И тут мы доходим до Mather Point (не путать с mother). Но все равно, первая реакция: "Мама дорогая! Откуда столько народу?!" Толпы, толпы, толпы.... Ужас!
Тут палка о двух концах. С одной стороны, тут немного красочней, вид богаче. С другой стороны, количество народа такого, что хочется поскорее уйти оттуда. И вот тут понимаешь негативные отзывы тех, кому Гранд Каньон совсем не понравился. На мой взгляд, хоть восток и не столь богат на виды, как запад и центр парка, но он помогает почувствовать атмосферу.
В какой-то момент однотипные фотографии каньона начинают надоедать. И начинается фантазии на тему...
На тропе можно встретить удобные столики для отдыха.
Мы успели дойти пешком почти до самого конца парка. Но поскольку начинало темнеть, быстренько добрались до Hopi Point, чтобы сфотографировать закат. Нужно отметить, что под палящими лучами солнца камни каньона выглядят безликими. А на закате - милое дело для фотографии.
Народу собралось много.
Каждый фотографирует по-разному.
Вернулись мы уже последним автобусом. Потом долго в темноте искали машину. Потом навигатор нас завез в дебри. Когда мы наконец-то выехали на трассу, небо было полно ярких звезд. И очень жаль, что уже не было никаких сил их сфотографировать.
Вечером нас ждал вкусный ужин в ресторане 8)
Понравилось ли мне? Да! Стоило ли проводить в парке больше времени? Возможно. Думаю, в следующий раз нужно обязательно спуститься по Bright Angel Trailhead (по описанию, занимает целый день, а у некоторых и два, если вы решите спуститься к реке), посмотреть на каньон в ночи. С другой стороны, исключительно на мой взгляд, Гранд Каньон хоть и впечатляет своими масштабами и тут легко можно провести интересную неделю, лучше потратить на этот парк не больше двух дней: остальные парки не менее, а какие-то в разы более интереснее. Но об этом уже в следующих сериях :)
США, Дикий Запад. Сентябрь 2012
США, Дикий Запад. Сентябрь 2012. Общие моменты США, Дикий Запад. Сентябрь 2012. Шоссе 66 США, Дикий Запад. Сентябрь 2012. Дорога. Лос-Анджелес одним глазком Другие рассказы о поездках в США (2008-2011) Прочие рассказы с поездок