Сегодняшний снимок имеет достаточно длинное авторское название: «Памятник Императору Александру II в память окончания Мариинской системы». Правда, название это является неверным. На самом деле памятник был сооружен в честь завершения строительства нового канала между реками Ковжей и Вытегрой. Новый канал с двумя шлюзами нарекли Ново-Мариинским. По сторонам обелиска написаны тексты о создателях и авторах, и среди них есть фраза о том, что канал был построен в 1886 году в царствование императора Александра III. Видимо, Прокудин-Горский по памяти записывал название в контрольный альбом, но запомнил неточно. Расположен был сей обелиск с надписями в селе Александровское Вытегорского района. Примерно в этом месте находится водораздел: река Ковжа течет в Белое озеро, а река Вытегра - в Онежское. Забегая вперед, скажу, что попытка фотосравнения оказалась не слишком удачной, точное положение места съемки определить на месте не получилось, поэтому анимацию делать не стал. Исходный кадр:
От
Ковжской плотинки до села Александровского ведет дорога, обозначенная еще на старых картах. Собственно, эта дорога была специально построена до плотинки еще в XIX веке:
Александровское обслуживало шлюз и плотину святого Александра на Ново-Мариинском канале, отсюда и название
При подготовке к съемке я ориентировался на достаточно условную схему из интернета:
Картинка: temples.ru
Моя точка съемки (
на яндекс.картах):
На месте оказалось, что тут все заросло совсем. Вот мой полный кадр с точки, указанной на схеме:
Белые камни в правой части снимка, якобы, остатки старой плотины. Сейчас там - небольшой автомобильный мост. Еще во время съемки меня удивило то, что река Ковжа в этом месте раза в три Уже, чем на снимке Прокудина-Горского и других авторов. Вот кадр с современного моста вправо от точки съемки ПГ:
И далее просто красивый вид с берега от белых камней на реку Ковжу:
Вид с современного моста влево от точки съемки ПГ:
Хорошо видно, какое узкое русло реки в этом месте. В зарослях в глубине кадра виднеются остатки деревянных конструкций:
Однако русло было значительно, раза в три-четыре, больше. Это видно на старых кадрах Прокудина-Горского и вот на этом:
Петрашень И. «Мариинская система. 1810-1910.» Картинка: temples.ru
Что-то мне подсказывает, что эти деревянные остатки относились к той самой старой плотине. То есть она находилась левее той точки, с которой я снимал, а треугольный остров с обелиском располагался еще левее. Это подтверждает и карта, где видно, что где-то в том месте был и сам остров, и более широкое русло:
Для сравнения использована схема из книги Акулова К.А. «Судоходные каналы и их устройство», 1912 г.:
Картинка с temples.ru
В общем, снимать надо было сильно левее вдоль берега. Но подозреваю, что и там вид был бы примерно такой же - сплошные заросли, потому что обелиск был перенесен в Вытегру, береговая линия сильно изменилась, а плотина разобрана при реконструкции водной системы еще в середине XX века. Сохранилось несколько кадров этого места до и после разбора шлюза:
Слева канал водоспуска, справа шлюз. Остров с памятником и рощей виден вдали за шлюзом. Картинка с temples.ru
Это уже вид от бывшего шлюза на треугольный островок. Памятник с него уже убран. Шлюз разобран, уровень воды сильно упал. Слева остатки старого русла Ковжи. За ним виднеется что-то похожее на мост. Фото из группы vk «Анненский мост»
В общем, нужно еще раз ехать и разбираться на месте, искать остатки треугольного острова.
Обелиск на своем новом месте в Вытегре:
Удивительно, но почему-то я его не сфотографировал... Фото с сайта klukva.nnov.org
А мы двигаемся дальше к Анненскому мосту и перебираемся на другой берег Ковжи.
Где-то здесь южнее остаются снимки Прокудина-Горского, повторить которые сейчас или невозможно, или крайне сложно. Вот например, «Землечерпательная машина „Мариинская 5-ая“», р. Ковжа:
Привязок к местности нет
Или целая серия из 5 снимков Ковжинского лесопильного завода:
Самого завода уже нет, да и до тех мест можно добраться только по реке:
А наш путь лежит в
село Петровское…
Что почитать:
1. Петрашень И. Мариинская Система: 1810-1910. СПб., 1910.
2. Акулов К.А. Судоходные каналы и их устройство. 1912.
3. Группа ВК
«Анненский мост».