Долго не решался поднять эту тему, теперь думаю, что наконец дозрел. Давайте уже скорее подискутируем о насущном.
Транспортная проблема в Красноярске и всех крупных городах имеет, как правило, одну природу. Рост благосостояния населения и привлекательные кредитные схемы делают личный транспорт доступным для очень широкого сегмента городского населения. Отсутствие внятной альтернативы в виде развитой интегрированной системы общественного транспорта, делает обладание личным автомобилем первым пунктом на реализацию в списке бытовых мечт каждого студента, если не школьника.
Так случилось, что Красноярск занимает второе после Владивостока место по обеспеченности автомобилем на душу населения - 0,38 автомобиля на человека. Другим словами, почти каждый взрослый красноярец имеет свой автомобиль. По большому счету, этот коэффициент вряд ли сильно вырастет в ближайшее десятилетие. Но город тоже не стоит на месте, он ширится и расползается. Есть такой градостроительный термин - sprawl (
гугл приведет вас к определению с потрясающей точностью), с которым никто и не думает бороться. Вот на этом я и хочу заострить свое внимание.
Решающую роль играет не обладание автомобилем как таковое, а необходимость им пользоваться. Не хочу выглядеть Капитаном-очевидность, но помимо решения насущных проблем в виде строительства дорог, улиц, магистралей, развязок, переходов и мостов, необходимо серьезно сконцентрировать силы на понимании того, куда и откуда едут люди. И здесь мало просто прекратить плодить спальные районы и начать повсеместно строить
микст-юзы, здесь необходимо создать инструмент социального поощрения, при котором эти микст-юзы станут жизнеспособными. Это, на мой взгляд, самая главная и самая сложная задача. Транспортный налог целиком включенный в топливо - тоже мера.
Транспортная проблема состоит не только в трудности передвижения, но и трудности хранения и временного паркования. Здесь коэффициент обеспеченности довольно точно отражает потребность в "машиноместах". Организованных парковочных мест в этом городе должно быть не меньше 400 тыс. при том, что днем машины паркуют там, где хранят ночью. В реальности парковочных мест должно быть гораздо больше. Остроту ситуации ночью отражает Взлетка, а днем - Центр. Например, в моей подземной парковке в центре днем пусто и во дворе за шлагбаумом тоже, а вокруг дворы заставлены. Не очень эффективно, согласитесь. Здесь я не вижу решений, кроме как к мечте об автомобиле в список обязательных к исполнению добавить мечту о парковочном месте. Во многих странах наличие парковочного места не является опцией для автовладельца. 1 Машина = 1 место. Это правильная практика. Ответственность за парковку своего автомобиля автовладелец должен нести сам. Другое дело, что он и хотел бы, но не может. Покупка парковочного места в собственность за 1 млн рублей - глупость, оно столько не стоит. Да и не нужно его иметь в собственности. С арендой все значительно проще. Проблема решается не сложно, тут важно четко соблюсти последовательность: парковки нужно сначала построить, а потом драть по семь шкур с неправильно паркующихся, с эвакуацией и крепкими штрафом. А как же?
Безусловно, весомым куском всей проблемы является фактическое отставание в развитии транспортной инфраструктуры города. Самое смешное, что все решения были предложены еще 30 лет назад, и немногое пришлось менять. Здесь все просто - городские улицы не должны нести на себе транзитную функцию, а городской общественный транспорт должен быть разветвленным, интегрированным и привлекательным, возможно даже бесплатным. Первая часть этой задачи решается строительством 2 мостов через Енисей и десятка транзитных магистралей непрерывного движения с развязками в двух уровнях. Где и как это делать все знают, но не делают почему-то. Единая Россия заявляет о беспрецедентной сумме на строительство и ремонт дорог в 2011 году, а на сайте администрации города
этот список выглядит предельно скромно. Видимо сумма действительно беспрецедентная. Реализация транспортной схемы и до кризиса отставала на пару лет, а сейчас уже сложно посчитать на сколько.
2008
2010
2015
2020
Тут нечего сказать, надо просто строить и все. Оптимизация - конечно хорошо, но масштаб не тот. А расширение дорог само по себе вообще ни к чему не приводит. Определяющим фактором здесь является пропускная способность перекрестка. Если она не меняется, то вместо желаемого эффекта получаем пробку толще, вони больше, отсутствие тротуаров, газонов и шумозащитных насаждений. Не завидую жителям с видом из окон на улицу Ленина.
Про общественный транспорт даже начинать не буду. В другой раз начну.
Ну что коллеги, есть что добавить?