Текст: «Ведь при самом обыкновенном наблюдении обнаруживается, что если нам показывают честный поступок, как он был с непоколебимым духом совершен без всякого намерения извлечь какую-нибудь выгоду в этом мире или на том свете, несмотря на величайшие испытания или соблазны, то он далеко превосходит и затмевает всякий аналогичный ему поступок, на
(
Read more... )
Comments 8
Reply
Reply
”извлечь какую-нибудь выгоду в этом мире или на том свете”
Тут мне понравилось именно «на том свете» - это ярко антирелигиозное высказывание, по существу Кант отказывает религии и богу служить хоть каким-то нравственным ориентиром.
”всякий аналогичный ему поступок, на который, хотя бы в малейшей степени, воздействовал посторонний мотив”
А вот с мотивом совсем непонятно. Ведь если вообще нет мотива, тогда и нет мотива совершать честный поступок. Т.е. у Канта получается, что только тот поступок ”превосходит и затмевает всякий аналогичный ему поступок”, который абсолютно немотивирован, но такой поступок есть поступок совершенный чисто по случайности. Таким образом, Кант считает высшими ТОЛЬКО случайные поступки. Странно как-то это.
Reply
Reply
”Но откуда же у нас понятие о боге как о высшем благе? Только из идеи нравственного совершенства, которую разум составляет a priori и которую неразрывно связывает с понятием свободной воли”
Ну тут у Канта бог совсем не похож на богов религий. Тут скорее некий мысленный образ, причем, лично мне кажется, совсем не обязательный.
”мотив должен быть в самом стермлении пуступать честно, в независимости от того, что требует конкретная ситуация, хочется нам или не хочется поступать честно.”
Да… Но что-то мне тут не нравится. Я просто представил человека, который ТОЛЬКО из стремления поступать честно ВСЕГДА поступает честно, игнорируя ситуацию и все другие мотивы поступков. Что-то мне такой человек не кажется симпатичным. Да, формально упрекнуть мне его будет не в чем, а вот общаться с ним я поостерегусь. Как-то это искусственно получается.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment