Кант о честной честности

Aug 20, 2011 11:27

Текст: «Ведь при самом обыкновенном наблюдении обнаруживается, что если нам показывают честный поступок, как он был с непоколебимым духом совершен без всякого намерения извлечь какую-нибудь выгоду в этом мире или на том свете, несмотря на величайшие испытания или соблазны, то он далеко превосходит и затмевает всякий аналогичный ему поступок, на ( Read more... )

Кант, этика, текст и комментарий

Leave a comment

Comments 8

trita August 20 2011, 08:22:39 UTC
Поступок "без всякого намерения извлечь какую-нибудь выгоду в этом мире или на том свете" = безличный поступок, так как всё "личное" является корыстным. Удалите из человека "личное" и подражание оставшемуся не будет недостойным, так как это будет подражание идеалу человека по его сути, а не по форме, которая всегда есть признак несовершенства :)

Reply

antonrai August 20 2011, 11:18:30 UTC
"безличный поступок, так как всё "личное" является корыстным". А вот и нет:) Личность и выбирает, насколько ее поступки корыстны, а насколько бескорыстны, все, как говорится, в наших руках.

Reply


a_gorb August 20 2011, 17:06:33 UTC
Позволю и я себе прокомментировать Канта:)

”извлечь какую-нибудь выгоду в этом мире или на том свете”
Тут мне понравилось именно «на том свете» - это ярко антирелигиозное высказывание, по существу Кант отказывает религии и богу служить хоть каким-то нравственным ориентиром.

”всякий аналогичный ему поступок, на который, хотя бы в малейшей степени, воздействовал посторонний мотив”
А вот с мотивом совсем непонятно. Ведь если вообще нет мотива, тогда и нет мотива совершать честный поступок. Т.е. у Канта получается, что только тот поступок ”превосходит и затмевает всякий аналогичный ему поступок”, который абсолютно немотивирован, но такой поступок есть поступок совершенный чисто по случайности. Таким образом, Кант считает высшими ТОЛЬКО случайные поступки. Странно как-то это.

Reply

antonrai August 21 2011, 11:39:22 UTC
К теме Кант о Боге: «И нельзя было бы придумать для нравственности ничего хуже, чем если бы хотели вывести ее из примеров. Ведь о каждом приводимом примере нравственности следует сначала судить согласно принципам моральности, достоин ли он еще служить первоначальным примером, т.е. образцом, и такой пример никак не может представить в наше распоряжение само высшее понятие моральности. Даже святой праведник из Евангелия должен быть сопоставлен с нашим идеалом нравственного совершенства, прежде чем мы признаем его таким идеалом; этот святой и говорит о самом себе: что называете вы меня (которого вы видите) благим? Никто не благ (не прообраз блага), кроме единого бога (которого вы не видите). Но откуда же у нас понятие о боге как о высшем благе? Только из идеи нравственного совершенства, которую разум составляет a priori и которую неразрывно связывает с понятием свободной воли». («Основы метафизики нравственности», раздел второй). То есть вот не так выходит ( ... )

Reply

a_gorb August 21 2011, 14:25:41 UTC
Спасибо, благодаря вам Канта лучше узнаю.

”Но откуда же у нас понятие о боге как о высшем благе? Только из идеи нравственного совершенства, которую разум составляет a priori и которую неразрывно связывает с понятием свободной воли”
Ну тут у Канта бог совсем не похож на богов религий. Тут скорее некий мысленный образ, причем, лично мне кажется, совсем не обязательный.

”мотив должен быть в самом стермлении пуступать честно, в независимости от того, что требует конкретная ситуация, хочется нам или не хочется поступать честно.”
Да… Но что-то мне тут не нравится. Я просто представил человека, который ТОЛЬКО из стремления поступать честно ВСЕГДА поступает честно, игнорируя ситуацию и все другие мотивы поступков. Что-то мне такой человек не кажется симпатичным. Да, формально упрекнуть мне его будет не в чем, а вот общаться с ним я поостерегусь. Как-то это искусственно получается.

Reply

antonrai August 22 2011, 11:55:38 UTC
Не за что; лучше всего, конечно, узнавать о Канте у самого Канта:) "Да, формально упрекнуть мне его будет не в чем". Дело в том, что для Канта слово "формально" не было бы "ругательным", но тут все-таки я не рискну ничего утверждать за Канта... Но вот он, например говорит: "Практические принципы формальны, если они отвлекаются от всех субъективных целей; но они материальны, если кладут в основу эти субъективные цели, стало быть, те или иные мотивы". А Кант, как вы помните, большой сторонник очиститься от всего "материального":) Но тут, повторюсь, многое упирается в понятие категорического императива.

Reply


pr_franciscus August 23 2011, 17:18:41 UTC
вот, главное, как мне кажется, не зацикливаться на том, может ли мне тот или иной поступок принести пользу или нет, а если может, мол, я такое поведение буду избегать...

Reply


Leave a comment

Up