Чтобы было понятнее кое-что из Рёдла, напишу немного общих вещей о philosophy of action.
В принципе все более-менее согласны, что то, что формируется то, а не иное намерение, или выполняется то, а не иное действие, как-то связано с нашими мнениями и желаниями (beliefs and desires). Спорен характер этой связи.
(
Read more... )
Comments 13
Reply
Reply
Просто каузальные и телеологические цепочки по-разному строятся: первые необходимо отслеживать из прошлого в настоящее, вторые - из настоящего в будущее.
Reply
Сегодня, если руки дойдут, напишу подробнее про Рёдловский анализ действия, там есть очень элегантный аргумент.
Reply
Ну, вовсе не все согласны. Вот Сёрль в "рациональность в действии" несогласен и пишет на протяжении всей книги о независимых от желания основаниях для действия. В принципе и я несогласен, потому что поддерживаю Сёрла :)
Reply
Reply
Желания становятся причинами, когда человек уже "неподвластен себе", т. е. например при наркотической зависимости и т. п.
Reply
Я тоже думаю, что это разумно.
Reply
вот есть некоторое действие - мы его совершили - или собираемся совершить - и есть масса желаний за и против одно желание тянет в одну сторону, другое в другую и так далее - на это накладываются представления, тоже за и против - и тоже "тянут" в разные стороны - вопрос, связанный с обьяснением - какие именно желания, мотивы и соображения могут обьяснить действие - почему именно эти желания или мотивы привели к действию, а не противоположные??? - ответ: некоторые из желаний и представлений каузально привели к действию - именно те, которые вызвали действие каузально и являются его обьяснением. Т.е. каузальность - единственный критерий, позволяющий выбрать из всего супа желаний и представлений обьясняющие, т.е. срабатывающие, действенные.
Reply
Один из основных аргументов против такой каузальности - мы ведь сейчас вовсю пользуемся объяснениями действий, но понятия не имеем, какие там есть законы из п. 2 этого типа объяснений, если они вообще есть. Значит каузальность никак не задействуется в реальных объяснениях. Конечно, это оставляет возможность, что каузальность все равно есть, но тогда она никак не связана с обычными объяснениями действий.
Другой основной аргумент - возможность "девиантной" каузальности, например когда X хочет отравить Y, из-за этого очень волнуется и проливает яд в чай Y. Каузально его ментальные состояния вызвали отравление Y, а интенционального действия не было.
И т.д. Наш профессор Hugh McCann эффективно это критиковал в своей книге.
Reply
--Может я что-то упускаю, но это соображение как раз подтверждает каузальную идею: истинное обьяснение возможно только тогда, когда вскрыта каузальная цепь.
Воспитание в рамках такой теории есть такое изменение психики, когда правильное способно действовать каузально - когда человек каузально движим правильными резонами.
Reply
Reply
Leave a comment