Чтобы было понятнее кое-что из Рёдла, напишу немного общих вещей о philosophy of action.
В принципе все более-менее согласны, что то, что формируется то, а не иное намерение, или выполняется то, а не иное действие, как-то связано с нашими мнениями и желаниями (beliefs and desires). Спорен характер этой связи.
(
Read more... )
Но аргумент показывает, что эта же пара желание+мнение может каузально вызвать отравление X'ом Y при том, что это не будет объяснением интенционального действия X по той простой причине, что в этом случае вообще не будет интенционального действия X, а будет непроизвольное проливание яда в чай.
То есть "каузальщики" должны добавить что-то к условиям наличия пары желание+мнение и их каузальной связи этой пары с интенциональным действием, чтобы сделать выделить среди многих видов каузальных связей те, которые являются действительно объяснениями действия. И есть основания считать, что сколько бы они этим не занимались, всегда можно будет придумать новый контрпример, поскольку в самой схеме объяснения желание+мнение и действие связаны внешним образом, акцидентально.
У Рёдла, кстати, есть аргумент третьего типа (не через апелляцию к незнанию закона и не через девиантные причины, хотя последние он упоминает), очень красивый, на мой взгляд. Напишу в след. посте.
Reply
но мне кажется, это левое возражение. такая опасность всегда присутствует в любых причинных обьяснениях. нельзя отвергать эту возможность только оттого, что в самом понятии каузальности есть проблемы.
но вобщем это длинный разговор.
с удовольствием читаю ваши пересказы редла.
Reply
Leave a comment