В архиве Приказа великого государя тайных дел сохранился «Чертеж изображения в лицах отпуск стрелцом в судах водяным путем на Разина». (Опись делам Приказа Тайных Дел 1713 года. // Записки Отделения Русской и Славянской археологии Императорскаго Русскаго Археологическаго Общества. Т. II. СПб. 1861. С. 28.)
«В Государственном Архиве, между полусгнившими делами Тайнаго Приказа, учрежденнаго при царе Алексее Михайловиче, хранился ветхий рисунок, длиною около 6 аршин, шириною один аршин 5 вершков. Наклеенный на грубой, во многих местах уже изорванной холстине, он сильно пострадал сколько от времени, столько и от подмочки в прежния наводнения, когда не был еще основан Государственный Архив, и старинныя дела были сложены в подвальном этаже сенатскаго архива.
/.../
Остатки означеннаго стариннаго рисунка осторожно сняты с ветхой холстины и, для предупреждения от дальнейшей порчи, наклеены на новую ткань. В таком виде этот рисунок в прошедшем году передан, с Высочайшаго соизволения, из государственнаго Архива в Императорскую Публичную Библиотеку». (Пекарский П.П. О старинном чертеже, изображающем выступление стрельцов в поход против Разина. // Известия Императорскаго Археологическаго Общества. Т. V. СПб. 1865. Столбцы 474, 477.)
«Рисунок изображает выступление в поход стругов с посаженным на них войском. Авангард речной флотилии составляют небольшия ладьи, с пятью воинами и одним гребцом в каждой. В ладьях на правой стороне у стрельцов мушкеты подняты дулами к верху, на левой стороне они опущены вниз. Затем следует передовой струг в сопровождении двух лодок, в которых сидят по 15 человек; впереди их начальник с бердышем в руке; гребец с веслом сидит на корме. Здесь также, на правой лодке мушкеты у стрельцов подняты вверх, а на левой - вниз.
На носовой части передоваго струга человек с шестом и несколько гребцов (по изображениям следующих стругов надобно полагать, что этих гребцов было десять); на палубе сделаны по бокам отверстия вместо окон, и вся она обведены вокруг перилами. Здесь, впереди всех, начальник отряда: главное отличие его одежды от подчиненных заключается в подбитом мехом кафтане с длинными, назад откидными рукавами. За начальником стоит знаменосец с распущенным знаменем, с изображением креста, и два барабанщика, из которых один еще мальчик. Кафтаны их отличаются от прочих откидными воротниками и застежками на груди. Стрельцы стоят в 7 рядов, по 4 человека в каждом; на них обыкновенные русские кафтаны - однорядки, штаны запущены в длинные сапоги, на головах у всех однообразныя меховыя шапки с верхом; цвет одежды и обуви у всех разный, вооружение же одинаковое: на левом плече мушкет, на правом бердыш. На груди скрещиваются две перевязи для патронов и пуль. На корме струга один человек управляет кормовым веслом.
Струг главнаго начальника, несколько разнящийся постройкою от предъидущаго, плывет между четырьям лодками. Здесь отборное войско разделено на две группы: на каждом стрельце, сверх однорядки, длинный кафтан (длиннота старинной русской одежды - признак старшинства и знатности). Вооружение одинаково с вышеозначенным, только бердыши длиннее и лучшей отделки. Между двумя группами молодой знаменщик держит большое знамя, разделенное белым крестом на четыре части. По сторонам по одному мальчику-барабанщику. За ними 5 трубачей, за которыми изображен с важною осанкою главный начальник. Художник старательно отделал его длинную бороду и нарисовал его выше ростом, чем все окружающие. Сверх красной однорядки, на нем зеленый кафтан с откидными длинными рукавами; на голове высокая шапка, верх которой опушен мехом. Военачальника окружают четыре копейщика.
За главным следуют прочие струги по четыре в ряд. На рисунке их уцелело только 12. Все они в подробностях одинаковы с тем, который плывет впереди. Те же начальники с бердышами и протазанами; те же знаменщики, барабанщики, гребцы и кормщики». (Там же. Столбцы 475- 476.)
В настоящее время изображение хранится в отделе рукописей Российской национальной библиотеки в С.-Петербурге.
«Оно относится к так называемым «живописным листам» XVII века, т.е. картинам, писанным на бумаге соковыми красками (водяные краски растительного происхождения, позже получившие название акварельных) и золотом, о которых известно лишь по упоминаниям в исторической литературе. ...
Это изображение отряда стрельцов - единственный «живописный лист», известный нам в настоящее время. ... Картина исполнена «соковыми красками на бумаге, размером около 80 см в высоту и 4 1/4 м с ширину. Краски положены тонким слоем, возможно, с применением яйца. После реставрации лист был разделён на шесть частей, которые укреплены на отдельных кусках холста.
Произведение очень сильно пострадало и от сырости. Отдельные куски его истлели и утрачены. В нескольких местах на лицевой стороне имеются бумажные заплатки, видимо, относящиеся к первым годам после создания картины. Реставрационная работа 1862 года, когда бумага, на которой выполнена картина, была отклеена от старого грубого холста и закреплена на новом тонком холсте, сделана недостаточно тщательно. Некоторые кусочки бумаги остались неприклеенными, местами на новый холст перешли остатки старого холста, бумага при наклейке местами плохо расправлена и образует складки, отдельные части соединены неточно, с разрывами. Однако эта реставрация остановила дальнейшее разрушение. (В 1963 году в реставрационной мастерской Гос. Публичной библиотеки «живописный лист» был укреплён на новом холсте, при этом ликвидированы складки, допущенные при старой наклейке, и вклеены хранившиеся отдельно кусочки картины. В лакунах подклеена тонированная бумага.) Если последовательно сложить вместе имеющиеся теперь шесть отдельных частей листа, наклеенных на отдельные куски полотна, то можно получить не только представление об общем характере живописи, о сюжете и композиции в целом, но и судить о художественных достоинствах картины.
/.../
На акварели художник изобразил целую речную флотилию XVII века. По реке среди берегов с деревьями и песчаными откосами, в боевом порядке тянутся суда разной величины. На судах размещено стрелецкое войско в одежде, различной по цвету и форме, соответственно разным полкам, военным должностям и положению людей в отряде. Впереди - 3 ряда малых лодок, по 6 в ряду. В каждой лодке по 5 вооружённых пищалями стрельцов и 1 гребец на корме. Стрельцы держат пищали наготове. Пищали обращены в направлении ближнего берега: на 3 лодках каждого ряда к правому берегу, на 3 - к левому. За малыми лодками идут 2 большие лодки с 15 стрельцами в каждой, вооружёнными пищалями и держащими оружие наготове, как и в малых лодках. Начальник с протазаном в руке стоит на носу, гребец с веслом сидит на корме.
Эти лодки сопровождают передовой большой струг-насад. (Речное судно (вида баржи) с «набоями» - поднятыми «надсаженными» бортами, с палубой и отверстиями для стрельбы.) На палубе его, огороженной перилами, стоят: военачальник (в подбитом мехом кафтане с длинными откидными рукавами), знаменосец с развёрнутым красным знаменем с белым крестом посередине, два человека с барабанами (в кафтанах с откидными рукавами и застёжками на груди), 28 вооружённых пищалями и бердышами стрельцов (7 рядов по 4 человека в ряд). Стрельцы в простых кафтанах - однорядках (долгополый кафтан без ворота, с прямым запахом и пуговицами, однобортный), в штанах, заправленных в сапоги, в меховых шапках с верхом, с перевязью на груди для патронов и пуль. Кафтаны, штаны, сапоги, шапки - разного цвета, но повторяющихся сочетаний, как на этом, так и на других судах этого флота. (Каждый стрелецкий полк имел в XVII веке особого цвета одежду и знамёна. То, что в отряде, изображённом на рисунке, одежда разных цветов, - свидетельствует, что отряд сборный.) На носовой части струга - 12 гребцов (по 3 пары с каждой стороны, по 2 человека на весло) и человек с шестом (для измерения глубины реки). Один человек находится на корме у кормового весла.
Далее в окружении четырёх больших лодок с 15 стрельцами в каждой следует самый большой струг-насад с главным военачальником - воеводой. Воевода высокого роста, с длинной бородой. На нём красная однорядка и зелёный кафтан с длинными откидными рукавами. На голове шапка с меховым верхом. Его окружает личная охрана - 4 копейщика. Около него 5 трубачей, 2 барабанщика с барабанами, знаменосец со знаменем (на нём изображён зелёный крест на вишнёвом фоне с белым обрамлением по краю). На этом струге более 28 стрельцов (точно, к сожалению, нельзя посчитать, вследствие утраты части листа), вооружённых пищалями и бердышами. На каждом стрельце поверх однорядки длинный кафтан, свидетельствующий о старшинстве и знатности. Бердыши у стрельцов этого струга длиннее, крупнее, лучшей отделки, чем у стрельцов на других стругах. Все стрельцы выстроены в центре струга лицом к зрителю; человек с шестом, гребцы и кормчий - на своих местах. В отличие от первого струга, гребцов здесь показательно меньше.
За стругом с главным военачальником следуют 3 ряда больших стругов-насадов, по 4 в ряд. На каждом из них по 46 человек: военачальник (на двух стругах с протазаном, на других с копьём), знаменосец со знаменем, 2 барабанщика с барабанами, кормчий у кормового весла, 12 гребцов (по 3 пары с каждой стороны, по 2 человека на весло) и 28 вооружённых пищалями и бердышами стрельцов. Основная масса стрельцов - безусая и безбородая молодёжь, но начальники и знаменосцы - люди пожилые, носящие усы и бороду. Среди трубачей некоторые - совсем дети. Всего на флотилии более 845 человек, размещённых на 38 судах.
Итак, эта многофигурная композиция изображает один из крупных отрядов русского военного флота.
Так как дальний берег нарисован высоким и суда расположены носовой частью влево, движение флотилии показано вниз по реке.
/.../
Несмотря на то, что картина несколько выцвела от времени, до сих пор производит впечатление богатство её цветового решения: зеленовато-голубая вода, берег с жёлтыми песчаными откосами, коричневые суда, жёлтые, красные, вишнёвые, зелёные (фисташковые) цвета в одежде стрелецкого войска. Раскраска производилась как по контурам, так и широко и свободно там, где нет очертаний. Декоративность листа достигается не только чистотою и звучностью тонов прозрачных «соковых» красок, но нередко и изысканным их сочетанием».
(Фомичева З.И. Редкое произведение русского искусства XVII века. // Древнерусское искусство. XVII век. М.: «Наука», 1964. С. 316-322, 325.)
При объяснении изображения П.П. Пекарским и З.И. Фомичевой совершены следующие ошибки.
1) Написанное первым и повторённое второй, что «длиннота старинной русской одежды - признак старшинства и знатности». Все сословия русского общества носили как длиннополую, так и короткую верхнюю одежду. Тем более, не может идти речь о различиях в знатности между рядовыми стрельцами. На начального человека в одежде указывали особые рукава, значительно превосходящие по длине руки. Этим показывалось, что он не занимается черновой работой, а управляет действиями других. Поскольку делать что-либо руками в таких рукавах было невозможно, то спереди между ними и кафтаном имелись вырезы, в которые начальный человек продевал руки, а рукава оставались сзади.
2) Находящиеся на корме стругов кормщики названы, почему-то, гребцами: «гребец с веслом сидит на корме».
е3) П.П. Пекарский предполагал, что на изображении запечатлён поход стольника и воеводы князя Львова из Астрахани на Каспийское море в 1669 г. З.И. Фомичёва, бывшая, по-видимому, историком только искусства, возразила, что этого не могло быть, так как князь Львов ходил на Каспий с выстроенными по приказу царя парусными судами европейского образца. Это совершенно неверно. Европейского образца корабль «Орёл» и яхта прибыли в Астрахань после того, как князь Львов вышел в поход. Кроме того, Фомичева разделяла русские струги на морские (парусные) и речные (гребные), что тоже неправильно. Под парусом ходили и на реках, равно как на море гребли при отсутствии ветра. З.И. Фомичева высказала предположение, что на изображении запечатлено отправление из Москвы 20 марта 1670 г. сборного приказа Московских стрельцов Лопатина. Предположение неосновательное.
Во-первых, данное изображение не фотография. Естественно, создавалось после того, как стрельцы уплыли и явно после поражения Разина. Поэтому может представлять обобщающий образ.
Во-вторых, делалось оно для истории, следовательно и событие на нём должно быть большого значения. Поход же Лопатина был обычной посылкой приказа Московских стрельцов на городовую службу: «В нынешнем де во 178-м году в Великой пост за 2 недели до Светлые недели по указу великого государя послано их, стрельцов розных приказов, з головою с-Ываном Тимофеевым сыном Лапатиным да с полуголовою с Федором Лукьяновым сыном Яшкиным 1000 человек на службу великого государя в Царицын для береженья города». (Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Сборник документов. Т. 1. 1666 - июнь 1670 гг. М. 1954. № 130. С. 182.)
Наименование изображения отпуском стрельцов «на Разина» говорит о том, что последний был уже не простым разбойником, а значимым врагом России. Соответственно увековечивалось для истории его поражение русскими войсками. Поэтому естественно предположить, что здесь изображены победоносные Московские стрельцы полка кравчего и воеводы князя П.С. Урусова с товарищами, получившие указ великого государя 22 июня 1670 г. выступить именно против Разина.
Дополнение:
О возможном изображении кравчего и воеводы князя П.С. Урусова в 1670 г.