Что-то в последнее время телевидение проявляет какой-то особый интерес к скромной моей персоне. То, понимаешь, про руны им, то про Святой Грааль, то - вот недавно - про загробный мир в представлениях тамплиеров (sic!), ну а теперь и до арктической истерии добрались.
В принципе, конечно, подобные вещи отнимают, в сумме, немало времени, которого и так всегда не хватает, однако, во всем есть и свои плюсы. Так, например, внимание СМИ к твоему представлению о какой-либо проблеме, которой ты интересуешься, волей-неволей заставляет собраться с духом и эти самые представления как-то упорядочить…
Итак, арктическая истерия. Интереснейший феномен, всегда ассоциировавшийся с северным шаманизмом и северной магией - от первых свидетельств русских поморов XVIII века и до исследований Ahnenerbe в Третьем Рейхе и Спецотдела ОГПУ в СССР. Очень своеобразное психопатологическое состояние, в котором человек независимо от собственного желания либо копирует действия и слова окружающих, либо подчиняется любым приказам извне - вне зависимости от того, от кого они исходят: от человека или, как верят некоторые северные народы Евразии, от духов Полярной звезды. В ряде случаев может принимать массовый характер, становясь своего рода «психической заразой» (термин начала XX века). Толпа, охваченная арктической истерией, выглядит весьма страшно…
…Я отнюдь не хочу сказать, что, следуя своему интересу к феномену арктической истерии, сумел за последнее десятилетие нарыть по этой теме что-то принципиально новое. Однако, я полагаю, что мне удалось несколько систематизировать имеющуюся по этой теме информацию, а главное - взглянуть на нее с собственной точки зрения. Так что, надеюсь, этот образовавшийся описанным выше образом небольшой обзор окажется, возможно, небезынтересен и для моих читателей.
1. О причинах интереса к проблеме
Итак, арктическая истерия (эмерик, меряченье) - наименование специфического психофизиологического состояния, с медицинской точки зрения относящегося сразу к двум группам «душевных недугов» - к культурно обусловленным психопатологиям и к географически обусловленным психопатологиям. Второе, пожалуй, точнее - действительно, ареал распространения арктической истерии (будем далее писать «АИ») ограничен с юга Полярным кругом.
Говоря вообще, к этим двум группам принадлежит довольно большое число патологических состояний (например, филиппинский амок или среднерусское кликушество), из которых некоторые - так же, как и АИ, - прямо связаны с магической традицией. Все они любопытны, однако, меня интересует именно феномен АИ. Тому две причины.
Во-первых, АИ интересует меня именно в силу «географической обусловленности». Наш родной Север мне гораздо ближе - во всех смыслах, - чем далекие Филиппины (хотя последние я тоже очень люблю).
Во-вторых (и «в главных»), АИ замыкает специфический «круг» косвенно взаимосвязанных пароксоидальных состояний, которые и с медицинской, и с магической точек зрения стоит изучать совокупно:
- шаманский транс
- боевой транс берсерка
- эпилептический приступ
- арктическая истерия
Чем связаны эти четыре явления?
Прежде всего - феноменологией:
1) Во всех четырех случаях человек находится в измененном состоянии сознания, часто сопровождаемом синдромом СПС (сумеречное помрачение сознания) и амнезией (как правило - ретроградной и антероградной одновременно).
2) Во всех четырех случаях присутствует резкое увеличение физических возможностей человека. Для боевого транса - это одна из важнейших характеристик. Для АИ - описан целый ряд случаев, когда несколько взрослых мужчин не могли силой удержать одного человека (даже подростка), вошедшего в состояние «мерячки»; или, наоборот, - когда изможденные болезнью или старостью вставали и обретали силы молодого мужчины. (Более того, в некоторых случаях авторами наблюдений указывается, что человек в состоянии АИ становится мало уязвим для холодного оружия - а это прямая аналогия с трансом берсерка.) Для эпилепсии и шаманского транса данная характеристика второстепенна и, тем не менее, - присутствует и четко выражена.
3) Все четыре явления избирательны и «консервативны» по отношению к человеку: нельзя быть «немножко» берсерком, шаманом или эпилептиком. Это - дискретная характеристика человека, либо - да, либо - нет; причем, если «да» - то на всю жизнь. То же самое верно и в отношении АИ - есть люди, подверженные ей, и люди, для которых состояние АИ невозможно. Впрочем, исключения, разумеется, бывают - в предельно экстремальных ситуациях; однако, и в этом все четыре феномена сходны.
Во-вторых, четыре этих состояния ассоциируются со сходными объективными физиологическими изменениями (при вхождении в состояние):
1) Изменение соотношения амплитуд электромагнитных ритмов мозга (к сожалению эти и подобные исследования выполнены только для эпилепсии и легких форм АИ - понятно, что снять ЭЭГ с берсерка в боевом трансе… гм… затруднительно).
2) Резкое изменение церебральной гемодинамики (характера и интенсивности циркуляции крови, омывающей головной мозг).
3) Общие отклонения от нормы в составе крови (так, характерен существенный дефицит кальция; для эпилептиков большое значение имеет еще и магний, но по другим категориям данных по магнию у меня нет).
Ну, и в-третьих…
В Традиции все четыре состояния попросту считались магическими…
Действительно, имеет смысл предполагать, что в основе этих четырех явлений, в «базисе» этих четырех пароксоидальных состояний находятся если не одни и те же, то очень схожие механизмы, по-разному используемые сознательно, или по-разному проявляющие себя в случае спонтанного запуска…
[Я никоим образом не разделяю давно уже, собственно говоря, устаревшую точку зрения этнологов и психологов первой половины XX века о том, что шаманский акт представляет собой банальный эпилептический припадок; однако, здесь, говоря о едином механизме, я имею в виду не само явление, а те, скажем так, «силы», которые в нем задействованы.]
Разобраться в этих механизмах означает понять что-то очень важное для северной магии. (Собственно, в отношении АИ я, разумеется, далеко не первый, кто так думает - другое дело, что мотивация у нас разная.) Но - с чем мы можем работать? Берсерки? - где они, те настоящие берсерки, что кусали окованные железом края щитов и без вреда для себя принимали на незащищенное тело удар меча или копья? Шаманы? - это «совсем отдельная» история. Эпилепсия вот относительно неплохо изучена на настоящий момент, но эпилептический приступ в том круге состояний, о котором мы говорим, более всего далек от «практической» магии…
И что у нас остается?
Арктическая истерия, случаи которой отнюдь не стали реже с XVIII века, когда они впервые были описаны.
(Продолжу после обеда, а то убегать пора.)