Продолжение.
Начало см.
http://anton-platov.livejournal.com/55671.html 2. Немного истории. И фактов
Старейшее, вероятно, из сделанных европейцами свидетельств об АИ связано с русской историей и с самой северной до начала регулярного освоения Арктики точкой русского присутствия - с Грумантом (ныне - архипелаг Шпицберген; 78-ой градус северной широты, т.е. ажно на 12 градусов севернее Полярного круга).
Русские поморы открыли для себя Грумант еще в XII веке - одновременно с последними викингами. В 1493 году Иероним Мюнцер уже писал из Нюрнберга португальскому монарху о том, что люди, живущие на этих островах, являются подданными Великого Князя Московского; четверть века спустя, в 1528 году, о том же сообщает датский адмирал Норби. К тому времени, по данным современных раскопок, на Груманте было около сотни постоянных русских поселений… Впрочем, это я, прошу прощения, несколько отвлекся, - уж больно интересна история русского освоения Шпицбергена. Больше не буду. :)
Расцвет русского присутствия на архипелаге приходится на XVIII век, когда, согласно архивам Архангельской губернской канцелярии, на Шпицберген и Новую Землю с континента ежегодно уходило около трех сотен судов - промысловых и купеческих. Свидетельство, с которого я полагаю начать этот раздел, датируется именно этим временем, а конкретно - 1792 годом.
В тот год, уже ближе к концу похода, судно купца Рыбина встретилось в море с полярным сиянием, показавшимся поморам необычно ярко пульсирующим. В трюме судна лежал заболевший цингой сын купца, Алексей. При появлении сияния он словно обрел новые силы, сумел подняться на палубу, несмотря на попытки задержать его, бросился в море и поплыл точно на север - в направлении Полярной звезды. Разумеется, спасти его не удалось: вода полярных морей, мягко говоря, не располагает к долгому продолжению жизнедеятельности…
Несмотря на то, что это единственное подобное свидетельство того времени, следует, вероятно, думать, что поморы сталкивались с данным феноменом не раз. Просто не всегда жертвой АИ оказывался сын хозяина судна; соответственно, и фиксировать эти случаи на бумаге было некому, да и незачем…
Следующее по времени свидетельство связано уже не с Арктикой, а с Антарктикой, так что, в целом, вполне можно было бы и опустить его - принципиально значимым оно не является, - однако, оно, во-первых, указывает нам на связь АИ именно с полярными областями, а во-вторых… случай, о котором идет речь, имел любопытные последствия. :))
В 1897-1899 годах состоялась первая полномасштабная бельгийская антарктическая экспедиция на трехмачтовом барке «Бельжика» под командованием барона Адриена де Жерлаш де Гомери. Сопровождавшаяся целым рядом проблем и трагических неудач, в 1898 году экспедиция оказалась вынуждена зимовать у берегов Антарктиды. Очередной проблемой оказалось отсутствие на борту должного запаса предназначенного для ламп керосина, и в течение всей полярной ночи только полярные сияния освещали палубу барка. Под светом одного из них Адам Толлефсен, матрос, вошел в состояние АИ, раскидал команду, пытавшуюся его остановить, едва не разбил топором голову штурману «Бельжики», спрыгнул на лед и быстрым шагом ушел прочь от затертого во льды корабля, следуя одному ему слышному зову. Кто-то из матросов предполагал потом, что Толефсен пешком отправился домой, в Европу, но дело, конечно, не в этом…
Вверху: барк «Бельжика» у берегов Антарктиды, до зимовки.
Внизу: «Бельжика», затертая во льдах (экипаж пытается прорубить канал, чтобы освободить судно - это уже весна).
Фотографии сделаны судовым врачом, позднее - известным путешетственником, Ф.Куком.
…Как я уже упомянул, случай этот имел забавное продолжение. Дело в том, что штурманом на барке во время экспедиции служил ни кто иной, как норвежец Руал Амундсен. Будущему знаменитому путешественнику было тогда всего двадцать шесть, - и эта его первая экспедиция едва не стала последней. Возможно, именно поэтому он так ярко запомнил случай с ушедшим в полярное сияние матросом. Впоследствии Амундсен, судя по всему, не раз сталкивался в своих полярных экспедициях с проявлениями АИ и считал ее одной из серьезных угроз, сопровождающий полярные исследования. Именно в этом ключе он в свое время охарактеризовал данное явление контр-адмиралу ВМС США Ричарду Бэрду, обратившемуся к нему за консультацией перед собственной полярной экспедицией. Контр-адмирал внял словам уже бывалого на тот момент путешественника и… распорядился укомплектовать собственное судно запасом смирительных рубах. :))
* * *
В это же время (конец XIX - начало XX вв.) появляются первые научные работы, посвященные феномену АИ и ее формам. Одна из них - обширная статья П.Рябкова «Полярные страны Сибири» («Сибирский Сборник» за 1887 год), посвященная, в основном, нижнее-колымскому региону. Огромное достоинство этой работы - несмотря на то, что автор не делает никаких далеко идущих выводов - в том, что она содержит значительный для того времени массив фактов о меряченье. Мы еще не раз будем обращаться к этой статье; здесь же мне хотелось бы привести всего лишь одну цитату из нее - очень короткую, но важную конкретно для нашего обзора-исследования:
Нам передавали, что в Среднеколымске, сравнительно еще недавно, бывало, как только затопят вечерние камельки, так девушки и женщины и начнут эмирячить, или, как здесь говорят, шаманить. […] Нужно полагать, что между шаманичаньем и эмирячеством есть некоторая разница, что отчасти будет видно ниже, но не настолько большая, чтобы нельзя было их не смешивать и не принимать за одно, что и делается здесь постоянно. Очевидно, что эти явления между собою родственны и переходят одно в другое…
Титульный лист «Сибирского Сборника» за 1887 год, в котором была опубликована одна из первых работ,
содержащих достаточно подробные сведения о меряченье
… Любопытно, что здесь, как и в вопросе первых документированных свидетельств АИ, впереди снова оказываются наши соотечественники. Впрочем, не зря ведь адмирал Макаров сказал в свое время, что Россия - это здание, повернутое фасадом к Северному Ледовитому океану.
Хотя... труд, появившийся буквально через несколько лет после работы Рябкова, вряд ли может сделать России честь - при всех прочих заслугах ее автора. Я имею в виду монографию А.Токарского «Меряченье и болезнь судорожных подергиваний», увидевшую свет в 1890 году.
Прежде всего, Токарский дает недостаточно корректное определение самому термину меряченье:
«Под этим названием разумеется своеобразное психопатическое состояние, главная особенность которого заключается в том, что больные с неудержимой импульсивностью повторяют слова и действия окружающих лиц и исполняют данные им приказания, хотя бы самые нелепые или опасные».
Здесь уже допущены две неточности. Во-первых, проигнорирован массовый вариант АИ - когда в соответствующее состояние одновременно входят несколько или даже много человек (а это - принципиальная черта АИ). Во-вторых, Токарский рассматривает только одну из форм проявления данного феномена, - совершенно забывая (или не зная), например, о «зове Полярной звезды», как эскимосы называют характерное для АИ неудержимое стремление двигаться к полюсу, которое мы уже видели выше и к которому мы еще не раз вернемся.
Впрочем, это было бы еще простительно - в то время было мало объективной информации об АИ, да и работал Токарский исключительно с сибирским материалом, причем, собранным в ходе одной поездки. Но вот выводы Токарского не лезут уже, как говорится, ни в какие ворота.
Для начала он сопоставляет меряченье с описанным к тому времени во Франции нервным тиком, допуская этим, на мой взгляд, грубейшую ошибку. Даже если оставить в стороне то, что два эти состояния имеют абсолютно разную этиологию, нельзя не замечать, что они совершенно различны уже феноменологически. Так, например, тик никогда не сопровождается ни синдромом СПС, ни амнезией…
Дальше - больше. Пытаясь вычленить истоки меряченья как явления, Токарский находит их… в повышенной внушаемости «северных дикарей». Тезис о том, что народы, сохраняющие традиционную культуру, в психическом развитии своем подобны душевнобольным или детям, «красной нитью» проходит и по этой его работе, и по ряду других.
* * *
Рубеж и начало XX века оказались весьма плодовитыми на исследования и публикации по теме нашего обзора. В Англии экспедиционный врач Уотсон, немало поработавший в полярных морях, вводит термин «полярное безумие» («экспедиционное безумие»), из которого позднее и разовьется понятие «арктическая истерия». В России ссыльный поляк Вацлав Серошевский, проведший 12 лет в Якутии, издает свои записки, содержащие немало материалов о меряченье [В.Серошевский. Якуты. Опыт этнографического исследования. СПб., 1896.]. Немногим позднее другой политический ссыльный - Сергей Мицкевич, врач по образованию и профессии - в течение нескольких лет вынужденно наблюдает жизнь аборигенов нижней Колымы, и по материалам этих наблюдений публикует (уже в советское время) интереснейшую брошюру «Мэнерик и эмириченье» [С.М.Мицкевич. Мэнерик и эмириченье. Формы истерии в Колымском крае. Л., 1929.]. Восточнее изучает проявления АИ у юкагиров В.Йохельсон [W.Jochelson. The Yukaghir and the Yukaghirized Tungus. Leiden, New York, 1910.]. В это же время появляются сообщения о распространении АИ в других полярных регионах: у эскимосов Гренландии, у индейцев северной Канады…
А главное, начинаются исследования АИ на Кольском полуострове, где этот феномен выражен наиболее, вероятно, ярко и наиболее четко связан с контекстами магии и шаманизма. Исследования, которые уже совсем скоро очень далеко выйдут за рамки сугубо научных…
…Впрочем, об этом речь будет впереди. А сейчас, пожалуй, историческую часть пора завершать и переходить непосредственно к феноменологии арктической истерии.
В «следующей серии» обещаю немножко «вкусностей». Например, аудиозапись песенного диалога якута в состоянии арктической истерии с духом Полярной (куда там «бытовому» горловому пению!) или северный рецепт травяного сбора, применявшегося для блокирования возможности входа в АИ…
:)))