Часть 1 Часть 2 Часть 3 Кода Вечерело. Стол гостиной Теребихиных, как обычно, ломился. Не могу не напомнить, что северная национальная кухня, особенно в исполнении Степаниды Семеновны и Насти - это удивительный кулинарный синтез. Очень здоровая еда, кстати.
Тут стук-стук в дверь. Кто пришел? А пришёл Андрей Хенделюевич Чунанчар, принес свой рисунок на продажу. В этой маленькой одинокой Вселенной Волочанки есть совершенно непримечательный на вид (без мольберта, красок и беретки) Андрей Чунанчар. Он делает фантастическую графику, которая правильно передает ощущение территории.
Чуть позже, когда я закопался в историях Таймыра, у известного этнографа Бориса Долгих, в нганасанских сказках нарисовался папа нашего Андрея Хенделюевича.
Картины Чунанчара теперь у нас дома. А Иван переправил мастеру пачку бумаги и карандаши.
***
Вообще, хочу рассказать вам, что Волочанка - это культурный центр Таймыра.
***
Итак, школа, где уже пять лет работает директором Денис, носит имя Огдо Аксеновой. Это - великая долганская поэтесса, которая положила долганский на письменность и воспела Волочанку.
В 1973 году был опубликован первый сборник Огдо Аксеновой «Бараксан». «Я назвала книжку «Бараксан». Это выражение ликования. Все, что хорошее - бараксан. Земля, реки, озера, хорошие люди, олени, хорошая собака, солнце - это все Бараксан».
Лучше и не скажешь.
Моя родная Волочанка,
От ягод красный косогор,
И мхами вытканный узор,
Волны прозрачной разговор.
Моя родная Волочанка,
Здесь чистоводная Хета,
Здесь гуси учатся летать,
Пока не грянут холода.
Моя родная Волочанка,
Я по снегам твоим лечу,
Я на оленях быстрых мчу,
Я быть всегда с тобой хочу.
Моя родная Волочанка,
Моя ты песня и любовь,
Во мне твоя струится кровь,
К тебе всегда стремлюсь я вновь.
Пошли дальше.
Андрей Хенделюевич не просто так нашел себя. Конечно, на него повлияло творчество Мотюмяку Турдагина, человека, который показал всем погружение в культуру нганасан.
«Мотюмяку Турдагин принимал участие в краевом фестивале изобразительного искусства, который проходил на Таймыре. Общение с художниками разных школ, мастер-классы, показы и обсуждения работ укрепили в молодом графике веру в свои силы. Он перешел на работу в Волочанскую сувенирную мастерскую, где проработал с 1971 по 1985 г. Там он разрабатывал эскизы сувениров с нганасанскими орнаментами и стремился к тому, чтобы из рук мастериц выходили не поделки, а настоящие произведения искусства.»
Вот тут можно картины посмотреть -
http://etnic.ru/wow/motyumyaku-turdagin-pervyy-professionalnyy-khudozhnik-nganasanskogo-naroda.html Ну и Борис Молчанов, имени которого дом культуры в Волочанке. Борис Николаевич, огромный долганский художник, работал широко, тут можно посмотреть всю подборку, от филигранной графики, до совсем шаманских инсталляций.
http://www.tdnt.org/art.php?cat=1&bn=10&f=Молчанов&n=Борис&p=Николаевич ***
Мы потихоньку подбираемся к сезонному завершению записок про маленькую одинокую Вселенную. Хочется закольцевать историю двумя штрихами.
Первый: когда мы только прилетели, пошли на метеостанцию. Я, как сын метеоролога, не могу не опубликовать все эти кастрюльки.
Второй: накануне отъезда (когда мы еще не знали, что погоды не будет, и Игорёк еще не крутил педали сквозь пургу) сгоняли на окраину Волочанки, где в сугробе лежит вертолет, в свое время совершивший жесткую посадку из-за перегруза.
***
Несколько позже нашего визита в Волочанку наконец привезли мобильный морг.
Часть 1 Часть 2 Часть 3 Кода